Советские атомные ракетоносцы на протяжении почти 30 лет успешно противостояли ядерному потенциалу Западных стран, играя роль надежного элемента сдерживания. Атомная подлодка, вооруженная баллистическими ракетами была, есть и будет самым мощным оружием в современной эпохе. Благодаря большой разрушительной мощи и совершенному оборудованию подводные ракетоносцы являются самыми совершенными военными кораблями, которые когда-либо сходили со стапелей. Советский Союз мог гордиться своими достижениями в области строительства АПЛ. Сегодня богатые традиции советских подводников, весь огромный накопленный опыт в строительстве кораблей этого класса, успешно применяют на деле российские подводники. Боевая служба подводных лодок проекта 667бдрм типа «Дельфин» яркое тому подтверждение. Ракетные подводные крейсера «Новомосковск», «Екатеринбург» и «Верхотурье» продолжают исправно нести боевое дежурство в составе Северного флота.
Семь ядерных подлодок типа «Дельфин» являются основой морской компоненты ядерной триады России в настоящий момент. Эти корабли являются прямыми потомками подводных атомоходов проекта 667, которые были самыми массовыми в советском флоте.
Старый, новый проект 667БРДМ типа «Дельфин»
Развал Советского Союза оставил ВМС России богатое наследство. Огромный атомный подводный флот стоял в бухтах на Северном флоте и находился в местах базирования на Дальнем Востоке. Советские атомные субмарины имели различный возраст и были по-разному готовы к дальнейшему продолжению службы. Из всех типов и классов подводных судов лучше всего сохранились атомоходы проекта 667БРДМ типа «Дельфин». Именно на эти корабли и была сделана ставка на будущее поддержание боеготовности российских морских ядерных сил.
Следует сразу сказать, что этот проект являлся сборной солянкой, в которую были включены лучшие конструкторские наработки в процессе строительства кораблей проекта 667. Как и прежде, разработкой улучшенного проекта занималось ЦКБ «Рубин» — флагман отечественного атомного подводного кораблестроения.
Корабли типа «Дельфин» должны были стать завершающей версией проекта 667, ознаменовав переход от атомных подлодок 2-го поколения к подводным кораблям 3-го поколения. По советской классификации лодки этого типа относились к классу ракетных подводных крейсеров, соответственно и тип кораблей обозначался, как РПКСН (ракетный подводный крейсер стратегического назначения). Разработку улучшенного проекта начали в далеком 1975 году, когда американские ВМС стали разрабатывать конструкцию новой атомной подлодки типа «Огайо». В новой американской субмарине планировалось разместить 24 баллистические ракеты «Трайдент –II».
Находящиеся на тот момент в составе ВМФ СССР атомные ракетоносцы имели на вооружении меньшее количество стратегических ракет. В виду сложившейся ситуации и для создания паритета с американцами по количеству ядерных носителей, было принято решение создать для флота более мощный корабль. Базовой основой для новых советских субмарин стали подлодки проекта 667БДР «Кальмар». В конструкции новой подлодки было решено увеличить все и существенно улучшить навигационные характеристики подводного судна. Корабли были рассчитаны на установку новых советских стратегических ракет Р-29РМ, поэтому требовалось увеличить размеры корабля. Соответственно увеличились носовые и кормовые оконечности подлодки.
В процессе проектирования были предприняты попытки понизить шумность корабля и сделать гидроакустическую картину субмарины менее заметной. Многие системы на апл проекта 667БДРМ были использованы впервые, включая новое гидролокационное оборудование. Результатом работы конструкторов стал практически новый проект, который положил начало новой финальной серии советских атомных ракетоносцев, состоящей из 7 кораблей.
Конструкция атомной подводной лодки проекта 667 БДРМ
Головной корабль серии — атомную подлодку Б-51 «Верхотурье» — заложили на праздник, 23 февраля 1981 года. Для постройки кораблей этого проекта было выбрано основное предприятие советского атомного кораблестроения — Северодвинский машиностроительный завод «Севмаш». В течение 9 лет, начиная с 1981 года по 1990 год, предприятием было спущено на воду и введено в строй 7 кораблей проекта 667БДРМ. Последним кораблем этой серии стал РПКСН К-407 «Новомосковск».
Подводный ракетоносец «Верхотурье» получил ярко выраженный горб, в котором разместились 16 баллистических ракет. В классификации НАТО корабль получил шифр «Delta-IV», продолжая тем ряд боевых судов под шифром Delta. Размеры подлодки впечатляли. Длина корпуса лодки составила 167 м, а водоизмещение выросло до 11740 тонн. Атомная субмарина имела двухкорпусную конструкцию, ставшую традиционной для кораблей предыдущих серий. Прочный основной корпус корабля и переборки изготавливались из прочной стали, способной выдержать длительные интенсивные нагрузки и обладающей антикоррозийными свойствами. Конструкция корабля и прочностные характеристики материалов позволяли лодке опускаться на глубину до 600 м.
Основные узлы и агрегаты подводного корабля размещались на специальных амортизационных платформах, снижающих вибрацию и акустические шумы. Отсеки с энергетической установкой имели локальные звукопоглотители. Легкий корпус был покрыт специально разработанным для этих целей маскирующим материалом, обеспечивающим меньший гидроакустический фон корабля. Отличительной чертой субмарин проекта 667БДРМ стали гребные винты, которые имели пять лопастей, и обладали улучшенной гидроакустической картиной.
Подобные мероприятия и новшества существенно повысили скрытность корабля, приблизив гидроакустические параметры советской субмарины к параметрам американского ракетоносца типа «Огайо».
Во время боевых походов советские ракетные подводные крейсера «Екатеринбург» и «Подмосковье» сумели более недели оставаться в море незамеченными кораблями стран НАТО. Это стало причиной того, что американские субмарины вынуждены были приблизиться к местам постоянного базирования советских подлодок, подвергая себя большому риску быть обнаруженными.
Все корабли проекта получали автоматизированную систему управления вооружениями «Омнибус-БДРМ», с помощью которой осуществлялся анализ поступающей информации, определялись параметры боевого применения тактического оружия. Помимо этого лодки оснащались новым гидроакустическим оборудованием «Скат», имеющим две антенны. Одна антенна была расположена в носовом обтекателе, вторая — использовалась в буксируемом варианте. Ракетное вооружение обладало улучшенным навигационным комплексом «Шлюз», позволяющим с высокой точностью определять местоположение лодки во время пуска ракет.
Главной энергетической установкой для всех подлодок являлся ядерный реактор ВМ-4СГ, который обеспечивал паром две турбинные установки ОК-700А. Суммарная мощность двигательной установки составила 60 тыс. л. с. В качестве резервных двигателей на судах использовались электродвигатели по 225 л.с. каждый. Ядерная установка обеспечивала кораблям подводный ход со скоростью 24 узла.
В отличие от кораблей ранних серий на «дельфинах» существенно улучшились условия личного состава, обеспечивающие комфортное несение службы во время длительных и дальних боевых походов. Экипаж субмарины по штату насчитывал 140 человек.
Огневая мощь ракетоносцев проекта 667БДРМ
Корабли изначально проектировались под баллистическую ракету Р-29РМ. Ракетный комплекс Д-9РМ, установленный на субмаринах, представлял собой стартовую площадку для 16 стратегических межконтинентальных ракет. Советская ракета обладала значительным технологическим преимуществом перед американскими аналогами. По дальности стрельбы и точности попадания боевыми блоками Р-29РМ не имела себе равных. Имея меньшие габариты и взлетную массу, советская ракета могла доставить ядерные заряды на расстояние свыше 8 тыс. км.
Данный тип ракет стал последним, в котором использовались жидкостные ракетные двигатели. Далее все типы ракетного оружия, устанавливаемого на отечественных субмаринах, работали на твердом топливе. В течение пяти лет, начиная с 1996 года по 2001 все баллистические ракеты, стоящие на вооружении подводных лодок проекта 667БДРМ были заменены на модернизированную версию, ракету Р-29РМУ2. В последствие уже российские ракетоносцы типа «Дельфин» были переоснащены для пуска ракет Р-29РМУ2.1 «Лайнер». В 2011 году с РПКСН «Екатеринбург» был произведен первый подводный пуск новой модернизированной ракеты. Следом за этими испытаниями в этом же году, уже с борта атомной подводной лодки К-114 «Тула» стартовала вторая межконтинентальная ракета этого типа. Лодки проекта 667БДРМ могли осуществлять ракетный залп, находясь на рабочей глубине 55 м.
Тактическое вооружение подводных атомоходов типа «Дельфин» было представлено четырьмя торпедными аппаратами калибра 533 мм и противолодочным торпедно-ракетным комплексом «Водопад».
Атомные ракетные подводные крейсера проекта 667БДРМ в российском флоте
Все семь кораблей этого проекта были введены в строй еще в Советском Союзе. На момент развала СССР эти субмарины оставались наиболее современным и составляли костяк ядерных сил ВМФ России. Все суда были причислены к Северному флоту и базировались на военно-морской базе Гаджиево. В начале 90-х годов было принято правительственное решение поддерживать ракетоносцы проекта 667БДРМ в боевом состоянии, а при достаточном финансировании провести плановый ремонт и модернизацию. Головная лодка серии первой в 1993 году прошла плановый ремонт и модернизацию, снова вступив в строй СФ. На остальных кораблях, начиная 1996 года, поочередно проводились плановые ремонты, модернизация.
Атомная подлодка К-64 «Подмосковье» была выведена из эксплуатации в 1999 году. Модернизация корабля продолжилась долгих 16 лет. В итоге лодка была переоборудована в опытно-испытательный корабль, способный обеспечивать доставку сверхмалых субмарин. Корабль получил новый номер БС-64. Ввод корабля в строй Северного флота состоялся в 2020 году. На бывшем ракетоносце «Подмосковье» были убраны ракетные шахты и установлен новый отсек для транспортировки сверхмалых подлодок.
На сегодняшний день все корабли находятся в строю. Ожидается начало нового этапа восстановления технической готовности всех кораблей. Подводная лодка К-117 «Брянск» — первый из кораблей подобного класса осуществила пуск межконтинентальной ракеты на малое расстояние. В последние годы корабль неоднократно совершал учебные и боевые пуски баллистических ракет в акватории Баренцева моря.
Ракетный подводный крейсер стратегического назначения, подводная лодка К-18 совершила всплытие на Северном полюсе, установив государственный флаг России и ВМФ. В 1996 году решением Главкома ВМФ подводная лодка получила новое название «Карелия».
В итоге
Все корабли проекта 667БДРМ остаются на данный момент в составе Северного флота и представляют собой наиболее современные и боеспособные корабли российского флота. Корабли этого класса обладают необходимой боевой мощью, являясь важной составляющей российской ядерной триады. Шесть ракетоносцев поочередно несут боевое дежурство, тогда как лодка «Подмосковье» задействована в исследовательских программах и проектах.
Находясь на боевом дежурстве, российские ракетоносцы создают массу проблем для поисковых отрядов стран НАТО. Хорошая скрытность и большая автономность обеспечивают этим субмаринам удобные стартовые позиции в мировом океане. Местом действия ракетоносцев проекта 667БДРМ в основном являются полярные широты, где российские субмарины представляют постоянную реальную угрозу потенциальному противнику.