Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Тяжелый танк КВ-2

История мирового танкостроения знает немало случаев, когда созданная техника по своим тактико-техническим параметрам и характеристикам с трудом вписывалась в существующую на данный период военную концепцию. Подобная ситуация возникла и с появлением на поле боя стального монстра, советского тяжелого танка КВ-2. Несмотря на то, что оружие такого формата не смогло найти своего реального места на поле боя, появление подобного танка стало знаковым событием не только для вооруженных сил СССР, но и для мирового танкостроения. Этому способствовал ряд факторов, как стратегических, так и политических. Советские тяжелые танки, созданные перед началом Великой Отечественной войны, своим появлением дали мощный толчок последующему развитию этого рода войск. Стальные громадины, неуязвимые для огня артиллерии, способствовали появлению новых тактических приемов в существующей концепции использования танков.

Танк КВ-2
Танк КВ-2

История создания танка КВ-2

Причины, побудившие советских конструкторов создать столь необычный танк, лежат на поверхности. В конце 30-х годов бронетанковые войска РККА были едва ли не самыми многочисленными в мире. Основной парк Красной Армии был представлен моделями легких танков Т-26 и серии БТ. Маневренные и легкие машины представляли собой основную ударную силу, способные быстро решать оперативно-тактические задачи на открытой местности. Для своего времени это были достаточно удачные машины. Единственным недостатком советских танков была слабая броневая защита.

Т-26
Т-26

Противопульное бронирование не могло обеспечить советским Т-26 и БТ надежную защиту от огня вражеской артиллерии. Военные действия на Карельском перешейке в ходе «Зимней войны» 1939-1940 года наглядно показали уязвимость советской бронетехники перед артиллерийским огнем обороняющихся финнов. К тому же, советским войскам пришлось столкнуться с преодолением глубокоэшелонированной обороной, основу которой составляли долговременные укреплениями линии Маннергейма. Легкие и маневренные танки, вооруженные 45 мм пушками, со слабой броней, стали бесполезными для ведения наступательных действий в условиях прочной и долговременной обороны противника. Финские ДОТы и ДЗОТы, вооруженные пулеметами и артиллерией спокойно расстреливали наступающую пехоту, легко уничтожали советские танки еще в предполье оборонительных позиций. Обстрел укреплений финнов советской крупнокалиберной артиллерией и авианалеты не давали должного эффекта.

Советские танки на линии Маннергейма
Советские танки на линии Маннергейма

Попытки использовать для борьбы с долговременными укреплениями стоящие на вооружении танк Т-28 и тяжелый, пятибашенный Т-35 не увенчались успехом. Слабая артиллерия тяжелых машин не обладала техническими возможностями для уничтожения бетонных защитных сооружений. Даже появившийся на финском фронте зимой 1940 года тяжелый танк КВ-1 не мог полноценно решать поставленные тактические задачи.

Требовалось эффективное средство уничтожения для ближнего боя, способное уничтожить долговременные огневые точки выстрелами в упор. Необходима была техника, способная доставить тяжелое крупнокалиберное орудие на передок, из которого можно было вести огонь прямой наводкой. Самоходная артиллерия в то время находилась в зародышевом состоянии, основной упор делался на тяжелые танки. Действенным средством выхода из сложившейся ситуации стал тяжелый штурмовой танк КВ-2, появившийся в составе Северо-Западного фронта в январе 1940 года. Этот гигант с несоразмерно большой башней обладал не только огромной огневой мощью, но и был неуязвим для огня вражеской артиллерии.

КВ-2
КВ-2

Новый танк был способен подойти на близкое расстояние к вражеским долговременным огневым точкам, расстреливая их из мощного 152 мм орудия. С расстояния в 200-400 метров советские бетонобойные и фугасные снаряды такого калибра превращали бетонные укрепления в груду обломков. Сам танк практически оставался невредимым. Единственным оружием, которое могло остановить стальную громаду, стали финские противотанковые мины.

Описание конструкции тяжелого танка КВ-2

Новый танк продолжил серию советских тяжелых танков КВ (аббревиатура КВ – Климент Ворошилов) машин нового поколения. Первая машина этого типа КВ-1 имела мощную броню и вооружалась 76 мм орудием. Танк был рассчитан для прорыва обороны противника в полевых условиях. Достаточно высокие тактико-технические характеристики новой машины позволили ей успешно действовать на поле боя в подходящих условиях. Ярким примером высокой эффективности советской тяжелой танковой техники нового поколения является тот факт, что советские первые КВ прошли испытание огнем не только во время Зимней войны, но и продолжали стоять на вооружение РККА весь начальный период Великой Отечественной войны.

Именно на базе первого КВ советские конструкторы решили создать более мощную машину, способную успешно бороться с долговременными укреплениями противника. На Кировском танковом заводе под руководством Ж. Я. Котина в течение двух недель был разработан проект танка, вооруженного гаубицей. В ходе разработки проекта потребовалось кардинально изменить концепцию конструкции танка. Внутри танковой башни танка КВ-2 требовалось разместить не только мощное орудие, но и обеспечить место для полноценного артиллерийского расчета.

КВ-2 схема
КВ-2 схема

Первый образец под индексом У-1 вышел на военный полигон уже в январе 1940 года. Обзор новой машины следует начинать не с ходовой части, которая в основном сохранилась от предыдущей машины, а с его башни. Подобного в истории мирового танкостроения еще не было. На танковое шасси конструкторы решили установить 152 мм гаубицу М-10 в танковом варианте, с укороченным стволом. Новое орудие получило индекс м-10Т. Установка такого мощного для танка орудия потребовала создание новой башни больших размеров. Использования танка в качестве артиллерийской платформы не ставило перед советскими конструкторами ограничения для достижения малозаметности машины на поле боя. В процессе разработки было использовано два варианта башни МТ-1 и МТ-2. После проведения огневых испытаний военные эксперты и конструкторы остановились на втором варианте, при котором башня имела меньшую площадь поражения.

Главные опасения разработчиков новой машины, были связаны с воздействием огромной силы отдачи, возникающей при стрельбе из гаубицы, на положение машины, не оправдались. Танк после выстрелов продолжал сохранять устойчивость. Корпус танка обшивался броней толщиной 30, 40, 65 и 75 мм на бортах и в лобовой части. Отдельно стоит остановиться на бронировании танковой башни. Для этих целей были использованы бронированные плиты толщиной 75 мм. Маска орудия имела толщину 110 мм. Такого мощного бронирования в то время не имела ни одна модель танка в мире. Существующие на тот момент образцы танковых и противотанковых орудий были бессильны пробить такую толстую броню, ведя огонь с любого расстояния. Башня оснащалась в кормовой части дверцей, облегчающие действия экипажа в боевых условиях.

Подорванный КВ-2
Подорванный КВ-2

Для столь крупной башни потребовалось увеличить погон до 1535 мм. Башня, установленная на боевое отделение, фиксировалась специальными зажимами, обеспечивающими ей устойчивость во время ведения огня и при сильном крене машины. Танковая башня КВ-2 имела углы поворота, рассчитанные на ведение огня прямой наводкой и с закрытых огневых позиций. Внутри башни места хватало для работы боевого расчета артиллерийского орудия, состоящего из 4-х человек. В боевом отделении размещались места механика – водителя и стрелка-радиста. Посадка и эвакуация экипажа машины обеспечивалась через люк и кормовую дверцу, расположенную в башне, через люк в боевом отделении. В днище танка также имелся аварийный входной/выходной люк. Доступ ко многим узлам и агрегатам танка обеспечивался через днище танка, в котором для этих целей имелись специальные технологические отверстия.

После проведенных испытаний, испытывая острую необходимость в подобной технике, в срочном порядке было принято Правительственное решение о запуске машины в серийное производство.

Боевое применение КВ-2

Обзор боевого применения новой машины следует начинать с ее действий на полях сражений во время советско-финской войны. Танк специально создавался для преодоления укреплений линии Маннергейма. Как оказалось, с поставленной задачей новый тяжелый штурмовой танк успешно справлялся. Несмотря на то, что к моменту появления тяжелого стального монстра на Карельском перешейке, финская армия была обескровлена, действие новой машины показало правильность принятого решения.

Прорыв линии Маннергейма
Прорыв линии Маннергейма

Действуя в полосе наступающих войск советские КВ-2, могли достаточно быстро подавить долговременные огневые точки противника, расстреливая бетонные укрепления бетонобойными снарядами и поражая пехоту противника огнем своих пулеметов. Танк, принятый на вооружение частей РККА в феврале 1940 года выпускался серийно только на Кировском танковом заводе в Ленинграде. До июля 1941 года было произведено более двухсот тяжелых машин, входивших в состав танковых частей Прибалтийского и Западного военных округов. Уже в ходе первых месяцев немецкого наступления практически все советские супер танки были потеряны.

Причины столь больших потерь заключаются не в слабости конструкции советского тяжелого танка, а в отсутствии необходимых технических и боевых условий для эффективной эксплуатации оружия данного типа. Красной Армии в первые месяцы Великой Отечественной войны пришлось вести оборонительные сражения. Необходимость в штурмовых танках для использования на поле боя, как таковая отсутствовала. Советским танкистам приходилось вести танковые бои в условиях полного или частичного окружения. При непосредственном столкновении с немецкими танковыми частями советский КВ-2 был безусловно непревзойденным оружием. Немецкие средние танки PzKpfw-III PzKpfw-IV не могли огнем своих орудий поразить советского левиафана. Немецкие танковые части выигрывали сражения за счет лучшей системы управления на поле боя и благодаря маневренности своих машин.

Брошенные танки
Брошенные танки

Ни одно из противотанковых орудий немецкой армии в начальный период войны не могло пробить 75 мм броню КВ-2. Однако даже при отсутствии на поле боя равного противника советские тяжелые танки несли огромные потери. Сказалось отсутствие должного управления танковыми частями в войска. Нередко отсутствие боеприпасов, запасных частей и топливо приводило к тому, что экипажи вынуждены были оставлять свои машины на поле боя. Большая часть советских тяжелых танков в первые месяцы войны была потеряна по техническим причинам. Лишь малая часть, не более трети от всего имеющегося количества танков КВ-2 в войсках, была уничтожена в результате действий немецкой штурмовой авиации и от огня тяжелой артиллерии.
Танк КВ-2

Технические характеристики КВ-2 образца 1940 года

  • Годы производства: 1940-1941гг.
  • Всего изготовлено: 204-304 шт.
  • Боевое применение: Великая Отечественная война.
  • Экипаж — 6 человек.
  • Боевая масса: 52-54 т.
  • Длина — 6,67 м, ширина — 3,32 м, высота — 3,24 м, клиренс — 430 мм.
  • Вооружение: 152-мм гаубица-пушка (заряжание раздельно-гильзовое, боекомплект — 36 выстрелов).
  • Основные типы боеприпасов: бронебойный и бетонобойный снаряды, осколочно-фугасная стальная гаубичная граната.
  • Толщина брони: лоб корпуса — 75 мм, борт — 75 мм, башня — 75 мм.
  • Двигатель дизельный, мощность — 600 л.с.
  • Максимальная скорость по шоссе — 35 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 225 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,87 м, ров — 2,7 м.

Фото танка

Фото танка КВ-2

Видео о КВ-2