Танк КВ-2

Появление новых тактик и стратегий как в обороне, так и в наступлении во многом определяло развитие вооружений. Уже с Первой мировой войны акцент делается на бронетехнику как основную ударную силу. В противовес ей развивались и оборонительные вооружения.

Преодоление огневой мощи противника, наращивание брони и сохранение мобильности — все это стало определяющими факторами в развитии танкостроения. Однако практическое применение танков нередко показывало необходимость новых разработок, способных решать узкоспециализированные задачи.

КВ-2 стал одним из таких танков. Разработанный к началу Великой Отечественной, он сочетал в себе повышенную огневую мощь с сильной броней. Танк разрабатывался специально для преодоления оборонительных сооружений, однако хорошо зарекомендовал себя и в полевых условиях.

История создания

КВ-2
Тяжелый танк КВ-2

Историю разработки КВ 2 связывают с Советско-Финской войной. К концу 1930-х годов бронетехника Красной армии считалась самой многочисленной в мире. Однако ее основу составляли легкие танки серии БТ и Т-26. Такие машины отличались своей мобильностью и обеспечивали решение тактических задач в полевых сражениях.

Недостаток легких танков — слабая броня, делающая их уязвимыми перед артиллерией. Боевые действия в Финской войне наглядно показали неспособность имевшихся машин преодолевать глубокую оборону противника. Не помогал и предварительный обстрел позиций посредством артиллерии и авиации.

Преодолеть линию Маннергейма не позволила и переброска тяжелых танков Т-28 и Т-35. Несмотря на хорошую броню данные модели не обладали мощным вооружением, способным пробивать бетонные укрепления. Зимой 1939-40 года появился КВ-1, но и он не смог решить поставленную задачу.

В данном контексте решено было создать танк, способный стрелять по укреплениям противника прямой наводкой из мощного орудия. Для этого требовалось оснастить его сильной броней, способный обеспечить машине выход на заданную позицию.

Проект нового танка был разработан на Ленинградском Кировском заводе всего за две недели, что считается подвигом советских инженеров. Им удалось совместить крупнокалиберное артиллерийское орудие с тяжелой танковой броней, создав отличную машину для поражения бетонных укреплений.

Первые образцы появились на фронте уже в январе 1940 года. Нестандартное конструктивное решение позволяло машине подходить к огневым точкам и уничтожать их с расстояния в 200-400 метров. Единственное, что могло эффективно противостоять КВ-2 — противотанковые мины.

Начало Великой Отечественной войны фактически положило конец истории танкистов КВ 2. Боевая ситуация на фронте не требовала наличия тяжелых штурмовых танков, многие бои велись в условиях полного или почти полного окружения, что требовало хорошей маневренности.

КВ-2 показал хорошую устойчивость и в полевых условиях. Немецкие орудия не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам расстреливать противника с коротких дистанций. Несмотря на такое преимущество уже в первые месяцы войны почти все произведенные машины были потеряны.

Основная причина тяжелых потерь — отсутствие тактической мобильности в управлении и снабжении. Советские танки испытывали нехватку топлива, ремонта и запчастей, боеприпасов. Это обусловлено и тем, что производство танков было остановлено в июле 1941, а сами машины не считались приоритетными для поддержания и сохранения.

Немецкие войска оказались лучше скоординированы, но даже посредством штурмовой авиации и тяжелой артиллерии смогли уничтожить лишь треть машин. Экипажи большинства остальных КВ-2 были вынуждены оставлять танки из-за технической невозможности вести дальнейший бой.

Как расшифровывается КВ

КВ — Клим Ворошилов, сокращенное название серии тяжелых советских танков, производившихся в 1939-43 годах. Название получено в честь военного и политического деятеля Климента Ефремовича Ворошилова, проявившего себя в годы Гражданской войны.

Основные цели и задания

КВ-2 на стоянке
КВ-2 на стоянке

КВ-2 принадлежит к тяжелым штурмовым танкам, основная задача которых — преодоление укрепленных позиций противника. Для этого машина оснащена усиленной броней и мощным орудием. Сочетание данных аспектов позволяет подходить к укреплениям и поражать их прямой наводкой.

В полевом бою КВ-2 отличался не меньшей живучестью. Немецкие орудия на 88 мм и 105 мм не могли пробить его броню, что позволяло советским танкам уверенно держать строй при обороне. Собственные орудия позволяли при этом поражать почти любые танки противника.

Неэффективность штурмовых танков КВ 2 в первые месяцы войны проявилась именно из-за отсутствия хорошо налаженной логистики и управления. Зафиксированы случаи, когда огонь по вражеской бронетехнике приходилось вести бетонобойными снарядами. Несмотря на несоответствие, они тоже выносили цели, однако, подобные решения не спасли общую ситуацию.

В итоге танк Климент Ворошилов — узкоспециализированный, созданный для преодоления глубоких линий обороны. С учетом его применения можно сказать, что данные машины специально были созданы для преодоления линии Маннергейма. После этого, ввиду новой войны, они оказались невостребованными, из-за чего и были в большом количестве потеряны при недостатке снабжения.

Конструкция боевой машины

Внешний вид КВ-2
Внешний вид КВ-2

Отличительная особенность танков КВ-2 — непропорционально большая башня, в которой располагался основной экипаж расчета. По ее габаритам выделяют и различия ранних моделей от поздних. У последних башня более пониженная, лобовая оконечность имеет вертикальные бронеплиты вместо скуловых. Также поздняя версия КВ-2 рядом с кормовой дверцей имела установку под танковый пулемет Дегтярева (ДТ).

Отделение управления

С учетом отличительных особенностей конструкции в танке Климент Ворошилов отделение управления располагалось в башне и представляло собой артиллерийский расчет на четырех человек. Слева от пушки располагался наводчик и заряжающий, справа — командир танка и помощник заряжающего. Для посадки имелась кормовая дверца и один круглый люк на месте командира.

Боевое управление

В боевом отделении располагались места механика-водителя и стрелка-радиста. Первый размещался в передней части по центру, второй — слева от него. Стрелок-радист также имел круглый люк для покидания танка. В днище корпуса имелся аварийный выход, предусматривались и несколько других технических люков для погрузки боезапаса, доступа к узлам машины и топливным бакам.

Броня

Одно из ключевых преимуществ КВ-2 — его броня, позволявшая выдерживать прямые попадания практически любых танков. Для этого корпус обшивался катанными броневыми плитами различной толщины. Башня, лобная часть корпуса, его борта имели броню в 75 мм. Днище и крыша корпуса — 30-40 мм, маска орудия — 110 мм. Для противодействия ударной силе снарядов броня ставилась под рациональными углами наклона.

Экипаж

Экипаж КВ-2 состоял из шести человек: механик водитель, стрелок-радист, командир, наводчик, заряжающий и его помощник. Расположение мест формировало два отделения — боевое и управляющее. Из-за специфики конструкции танка и его вооружения по факту в башне располагался полноценный артиллерийский расчет, командир которого и обеспечивал управление машиной. Боевое положение КВ-2 и связь с другими подразделениями обеспечивались из передней части корпуса за счет механика-водителя и радиста.

Технические характеристики

Схематическое изображение КВ-2
Схематическое изображение КВ-2

Технические характеристики КВ-2 во многом ограничивались его конструкцией и специализацией. Из-за перевеса и тяжелого вооружения танк уступал в ходовых качествах и маневренности. Многие аспекты оставались недоработанными ввиду оперативной востребованности фронта в данных машинах.

Двигатель и трансмиссия

На КВ-2 устанавливался V-образный двенадцатицилиндровый двигатель В-2К мощностью в 500 л. с. при 1800 оборотах в минуту. Позже мощность была увеличена до 600 л. с. Запуск двигателя обеспечивался стартером СТ-700 или сжатым воздухом из двух пятилитровых резервуаров в боевом отделении машины. Топливные баки в 600-615 л. располагались и в боевом, и в моторно-трансмиссионном отделении.

Механическая трансмиссия КВ-2 состояла из следующих узлов:

  • многодисковой основной фрикцион сухого трения «сталь по феродо»;
  • пятиступенчатая коробка передач тракторного типа;
  • два многодисковых бортовых фрикциона сухого трения «сталь по стали»;
  • два бортовых планетарных редуктора;
  • ленточные плавающие тормоза.

С учетом перегруженности трансмиссия танков и машин на его основе считалась ненадежной. Данный аспект считался еще одним недостатком КВ-2, осложняющим не только боевое управление танком, но и его ремонтопригодность.

Габариты и вес

По габаритам и весу КВ-2 имеет следующие технические характеристики:

  • длина корпуса — 6,95 м;
  • ширина — 3,32 м;
  • высота — 3,25 м;
  • дорожный просвет — 0,43 м;
  • масса — 52 т.

Внешние габариты КВ-2 имеют две ключевые особенности, позволяющие отличить данный танк от большинства других: непропорционально большая башня и короткое орудие. В определенной степени машина совмещала в себе характеристики танка и самоходной артиллерии.

Органы управления

К органам управления КВ-2 относят электрооборудование машины, а также средства наблюдения и связи. Электропитание обеспечивалось генератором ГТ-4563А и четырьмя последовательно соединенными аккумуляторами 6-СТЭ-128. Получаемая электроэнергия направлялась на:

  • электромотор, позволяющий поворачивать башню;
  • наружное и внутреннее освещение, подсветку приборов и индикаторов;
  • звуковые сигналы;
  • контрольно-измерительные приборы;
  • внутренние и внешние средства связи;
  • пусковые устройства — стартер и реле.

Средства наблюдения в КВ-2 характеризуются инженерами как неудовлетворительные. Командир танка имел один панорамный прибор. Механик-водитель вел машину посредством смотрового прибора с триплексом и броневой заслонкой.

Прицеливание обеспечивается телескопическим ТОД-9 и перископическим ПТ-9 для стрельбы прямой наводкой и с закрытых позиций соответственно. Для ведения огня в ночное время приборы прицеливания имели подсветки.

Внешняя связь КВ-2 обеспечивалась коротковолновой радиостанцией 71-ТК-3. Внутренние переговоры велись с помощью устройства ТПУ-4-Бис, рассчитанного на четырех человек. Его преимущество — возможность переговариваться даже при сильном шуме.

Коробка перемены передач

Танк КВ 2 имел механическую коробку передач тракторного типа с пятью ступенями. Все приводы также были механическими. Ходовая часть машины представлена торсионной подвеской с амортизацией для каждого опорного катка. Напротив них к корпусу приваривались ограничители хода балансиров подвески.

Механизм натяжения гусениц — винтовой. Каждая состояла из 86-90 траков с одним гребнем. Ширина — 0,7 м, шаг — 0,16 м.

Максимальная скорость

Ходовые качества КВ-2 имеют следующие показатели:

  • мощность двигателя — 500 л. с., позднее — 600 л. с.;
  • предельная скорость по шоссе — 34 км/ч;
  • скорость по пересеченной местности — 16 км/ч;
  • запас хода по шоссейной дороге — 250 км, по грунту — 150;
  • допустимый угол подъема — 36 градусов.

Танк способен преодолевать стены в 0,87 м, рвы в 2,7 м, а также броды высотой в 1,6 м.

Вооружение

М-10Т - пушка КВ-2
Ключевое вооружение КВ-2 — короткоствольная гаубичная пушка М-10Т

Основное вооружение КВ-2 — танковая модификация полевой гаубицы М-10Т. С учетом ее тяжести и отсутствия балансировки проявлялся и основной недостаток машины — невозможность вести огонь даже при небольшом крене. Из-за этого выход на позицию отнимал время. Вертикальный диапазон от -3 до +18 градусов также не добавлял больших возможностей для ведения огня.

Из-за сильной отдачи и отката существовал риск заклинивания башни, поэтому стрельба на ходу не допускалась. Данный фактор также считается недостатком машины, поскольку делал ее уязвимой для тяжелых орудий противника.

Дополнительным вооружением танка были три пулемета Дегтярева (ДТ) 7,62 мм — спаренный с пушкой, курсовой и кормовой. Последние два имели собственные шаровые установки, могли по необходимости сниматься и применяться вне танка. Боезапас ко всем трем пулеметам составлял 3087 патронов. В дополнение экипаж снабжался несколькими ручными гранатами Ф-1 и пистолетом для стрельбы сигнальными ракетами.

152-мм гаубица-пушка

Танковая гаубица-пушка М-10Т имеет следующие характеристики:

  • масса орудия — 2,3 т;
  • калибр — 152 мм;
  • боекомплект — 36 снарядов;
  • максимальная дальность поражения — 14 км;
  • начальная скорость осколочно-фугасного снаряда — 436 м/с, бетонобойного — 530 м/с;
  • скорострельность — 2-3 выстрела в минуту.

ТТХ пушки и танка позволяли вести огонь как с закрытых позиций, так и прямой наводкой с расстояния в 200-400 метров. Во втором случае требовалась остановка и занятие устойчивой позиции, в ином случае отдача могла заклинить башню.

Основные типы боеприпасов

Стандартный боезапас КВ-2 составлял 36 осколочно-фугасных снарядов, в основе которых применялись гаубичные гранаты ОФ-530 на 40 кг. Против укреплений противника применялись бетонобойные снаряды Г-530 массой 40 кг.

Нехватка боеприпасов и сложности со снабжением приводили к тому, что танки КВ-2 комплектовались любыми снарядами, которые оказывались под рукой. В начале Великой Отечественной войны нередко по танкам противника стреляли бетонобойными снарядами. Легкая техника от таких попаданий крошилась практически в ноль.

Также применялись осколочные гаубичные гранаты О-530А, зажигательные снаряды, старые фугасные, шрапнель. Подобное комплектование не всегда позволяло эффективно использовать КВ-2 в бою, что с учетом принципов ведения стрельбы также сказалось на потерях данных танков.

Недостатки танка и попытки их устранения

Брошенный КВ-2
Многие танки КВ-2 оставлялись из-за недостатка снабжения

Почти все танки КВ-2 были уничтожены или потеряны в начале Великой Отечественной войны. Обусловлено это несколькими недостатками:

  • слабая трансмиссия — ненадежность и частые поломки нередко выводили танк из строя в самых разных ситуациях;
  • нехватка снабжения — в основном это касалось горючего, также был дефицит комплектующих и снарядов;
  • отсутствие опыта — многие экипажи пересаживались с легких Т-26 без серьезной подготовки к управлению и ведению боя тяжелым танком.

Из-за подобных недостатков многие КВ-2 просто оставляли на стоянках и боевых позициях из-за невозможности отвести их или продолжать бой. По некоторым данным всего треть машин была подбита минами, артиллерией или авиацией.

Существенным боевым недостатком выделяют и принцип ведения стрельбы. Наведение пушки ограничивалось небольшим диапазоном, нужная позиция занималась механиком-водителем. Сильная отдача при этом не позволяла стрелять с ходу.

Подобные условия снижали маневренность КВ-2, делая его удобной мишенью для противника. Сильная броня позволяла выдерживать огонь из танковых орудий, однако тяжелая артиллерия и авиация могла разносить неподвижные машины.

В вопросе устранения недостатков никаких специальных работ не проводилось. КВ-2 был создан с одной конкретной целью — преодоление укреплений противника. С учетом ведения боевых действий в Великую Отечественную войну данные танки не имели приоритета ни для снабжения, ни для дальнейшей модернизации. В определенной степени такие машины стали расходным материалом.

Применение танка в Великой Отечественной войне

Памятник КВ-2
Несмотря на кратковременное применение КВ-2 остается легендарным

С учетом своей специализации в Великой Отечественной войне танки КВ-2 не имели эффективного и долгосрочного применения. Большинство машин по тем или иным причинам было потеряно уже в первые месяцы боевых столкновений.

В контексте обстановки на фронте танки КВ-2 нередко были вынуждены вести бой в полном или почти полном окружении. Прямых противников они не имели, немецкие танки не могли пробить 75-миллиметровую броню. Угрозу представляли мины и зенитные установки Flak 18/36/37. Также КВ-2 страдали от авиации и тяжелой артиллерии.

Противник не строил оборонительных сооружений, быстро продвигался вперед. В итоге КВ-2 фактически были пущены в расход. Приоритет их снабжения был снижен до минимального, комплектация оказывалась неэффективной. В данном контексте основная задача КВ-2 в первые месяцы — сдерживание продвижения противника настолько, насколько было возможным для реорганизации армии и поставок.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий