Первые управляемые ракеты поступили на вооружение в СССР в 70-е годы прошлого века. Оценив результаты эксплуатации, конструкторы приступили к совершенствованию боеприпаса. Ракета Х-29Т стала частью семейства Х-29, заменила первые УР, при боевом применении которых были выявлены некоторые недостатки. Это авиационная ракета класса «воздух-поверхность», предназначенная для уничтожения наземных и надводных целей в пределах прямой видимости.
Описание и предназначение ракеты
Управляемые ракеты стали новым классом боеприпасов. После запуска летчик бомбардировщика мог быстро покинуть место стрельб – боеприпас захватывал цель и уничтожал выбранный объект.
Первое поколение самонаводящихся ракет было слишком маломощным, неспособным поразить укрепленные цели. Перед конструкторами стояла задача усилить боевую часть и усовершенствовать системы наведения. Разработкой нового семейства Х-29 занималось сначала КБ «Молния», затем подключились конструкторы МКБ «Вымпел».
В 1980 году новый боеприпас поступил на вооружение СССР. Сейчас модернизацию УР ведет АО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».
Х-29Т – твердотопливная ракета с телевизионной головкой наведения (в других моделях семейства используются иные принципы наведения). Мощный заряд позволяет разрушать хорошо защищенные объекты:
- сооружениям из железобетона;
- мосты;
- бетонированные укрытия;
- промышленные здания;
- взлетные полосы аэродромов;
- склады;
- корабли или субмарины в надводном положении.
Тяжелая прочная оболочка и большая скорость придают Х-29Т высокую проникающую способность (пробивает метровый слой бетона). Боевая часть весит 317 килограммов, снабжена контактным взрывателем, способным по заданию летчика работать мгновенно или с замедлением.
Носителем Х-29Т могут стать самолеты ударной авиации семейств МиГ (29СМ, 27К, 27М, 27Д, 29М) и Су (17М4, 24М,25, 34). УР крепится на внешней подвеске самолета, запускается с помощью унифицированных катапульт типа АКУ-58.
Справка: разработчики сообщили о создании модификации Х-29ТЭ с увеличенной до 30 километров дальностью пуска.
Из чего состоит конструкция
Корпус ракеты цилиндрической формы, состоит из 5 отсеков, соединяемых при сборке фланцевыми стыками. Последовательно располагаются:
- головка самонаведения;
- модуль управления;
- боевая часть;
- двигатель;
- хвостовое оперение.
УР выполнена в аэродинамической схеме «утка», то есть рули расположены в носовой части, стабилизаторы в хвостовом отсеке.
Сразу за ГСН стоит управляющий модуль – автопилот, обеспечивающий заданное направление полета и дающий команды рулям. Носовые рули обеспечивают стабилизацию полета в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Рули в хвостовой части осуществляют управление по крену.
Электропитание приборов обеспечивает батарея, запускаемая пироблоком. Заряда хватает на 40 секунд, что превышает максимальное время полета Х-29Т.
Боевая часть (осколочно-фугасная) составляет большую часть веса ракеты (317 килограммов). Корпус – прочный массивный стакан из особо твердой стали, способный своим весом пробить корпуса судов или железобетонные блоки. Вес взрывчатой смеси – 116 килограммов.
Ракета оснащена однорежимным двигателем марки ПРД-280. Движок запускается с определенной задержкой после сброса боеприпаса, чтобы ракетная струя не повредила самолет.
Контактные датчики взрывателей крепятся на корпусе, на кромке крыла. Взрыватель настраивает пилот перед пуском ракеты. Замедление применяют при ударах по особо укрепленным объектам, чтобы корпус успел пробить конструкцию и взрыв произошел внутри.
Для предотвращения отскока ракеты при ударе о цель под углом, в конструкцию ввели противорикошетное устройство. В хвостовой части расположено сопло двигателя, которое окружают элероны, управляющие углом крена.
Ракета доставляется к месту применения в разобранном виде, пятью отдельными блоками, упакованными в общий контейнер.
Особенности управления
Телевизионная головка самонаведения (ТГСН) и управляющий блок делают Х-29Т полностью автономной. После запуска пилоту уже не нужно следить за полетом боеприпаса. В головке находится видеокамера, отслеживающая цель. Блок управления получает сигнал и отдает команды на слежение, а также управляет рулями боеприпаса.
Система управления запуском УР проста – цель выбирается бортовым компьютером самолета или летчиком визуально.
После обнаружения объекта пилот передает целеуказание на ТГСН ракеты, которая возвращает полученное изображение на экран в кабине. Летчик должен удерживать цель кнюппелем до сближения на разрешенную дистанцию пуска.
Двигатель запускается с небольшой задержкой, боеприпас набирает высоту, затем разворачивается на выбранную цель. После пуска телевизионное самонаведение удерживает объект по его светоконтрастному краю, определяя по тени, отражению солнечных лучей.
Система «Тубус-2» поддерживает ТВ-стандарт – 625 строк с разрешением 550 линий. При этом точность теленаведения выше, чем у ракетных головок иных типов – отклонение от цели при дистанции пуска 5 километров составляет 2.2 метра.
Применение
Х-29Т относятся к классу ракет малой дальности, пилоту необходимо видеть цель. Темнота, задымленность, атмосферные явления (осадки, туман) делают невозможным визуальный контакт и затрудняют наводку на объект. Это является единственным недостатком боеприпаса.
Сброс ракеты можно проводить с больших и малых высот (до 200 метров), выбор определяется пилотом в соответствии со средствами ПВО противника.
Носителями боеприпаса могут быть многие самолеты отечественной штурмовой авиации, поэтому Х-29Т поставляются во многие страны, эксплуатирующие нашу авиатехнику. В число эксплуатантов входят Вьетнам, Германия, Иран, Индия, Китай, Эфиопия и еще немало стран.
Международные эксперты считают Х-29Т одной из лучших российских УР, отмечая высокую точность и разрушительную силу боеприпаса.
Технические характеристики
Основные боевые характеристики и технические параметры УР Х-29Т:
Наименование | Показатель |
Головка самонаведения | Пассивная, телевизионная «Тубус-2» |
Двигатель | Твердотопливный ракетный |
Боевые характеристики:
Дальность пуска Скорость носителя (самолета) Высота сброса Скорость полета |
3-12 километров 600-1250 километров в час 0.2-5 километров 250-350 километров в час |
Габариты, масса:
Длина Диаметр Размах крыльев Масса |
3875 миллиметров 380-400 миллиметров 1100 миллиметров 680 килограммов |
Боевая часть
Тип Масса Масса ВВ |
Фугасно-проникающая 317 килограммов 116 килограммов |
Транспортировочный контейнер имеет габариты 4,35 Х 0,9 Х 0,86 метра и весит вместе с ракетой 1030 килограммов.
Х-29Т прошли проверку временем и боевые испытания, доказали свою эффективность во множестве конфликтов. Модульная структура позволяет проводить модификации, не изменяя полностью конструкцию боеприпаса. Х-29Т стоит на вооружении уже долгие годы и остается самой распространенной ракетой своего класса в ВВС России.