Описание Х-29Т и характеристики ракеты, ее управление и применение

Х-29Т Ракеты

Первые управляемые ракеты поступили на вооружение в СССР в 70-е годы прошлого века. Оценив результаты эксплуатации, конструкторы приступили к совершенствованию боеприпаса. Ракета Х-29Т стала частью семейства Х-29, заменила первые УР, при боевом применении которых были выявлены некоторые недостатки. Это авиационная ракета класса «воздух-поверхность», предназначенная для уничтожения наземных и надводных целей в пределах прямой видимости.

Описание и предназначение ракеты

Управляемые ракеты стали новым классом боеприпасов. После запуска летчик бомбардировщика мог быстро покинуть место стрельб – боеприпас захватывал цель и уничтожал выбранный объект.

Первое поколение самонаводящихся ракет было слишком маломощным, неспособным поразить укрепленные цели. Перед конструкторами стояла задача усилить боевую часть и усовершенствовать системы наведения. Разработкой нового семейства Х-29 занималось сначала КБ «Молния», затем подключились конструкторы МКБ «Вымпел».

В 1980 году новый боеприпас поступил на вооружение СССР. Сейчас модернизацию УР ведет АО Корпорация «Тактическое ракетное вооружение».

Х-29Т – твердотопливная ракета с телевизионной головкой наведения (в других моделях семейства используются иные принципы наведения). Мощный заряд позволяет разрушать хорошо защищенные объекты:

  • сооружениям из железобетона;
  • мосты;
  • бетонированные укрытия;
  • промышленные здания;
  • взлетные полосы аэродромов;
  • склады;
  • корабли или субмарины в надводном положении.

Тяжелая прочная оболочка и большая скорость придают Х-29Т высокую проникающую способность (пробивает метровый слой бетона). Боевая часть весит 317 килограммов, снабжена контактным взрывателем, способным по заданию летчика работать мгновенно или с замедлением.

Носителем Х-29Т могут стать самолеты ударной авиации семейств МиГ (29СМ, 27К, 27М, 27Д, 29М) и Су (17М4, 24М,25, 34). УР крепится на внешней подвеске самолета, запускается с помощью унифицированных катапульт типа АКУ-58.

Справка: разработчики сообщили о создании модификации Х-29ТЭ с увеличенной до 30 километров дальностью пуска.

Из чего состоит конструкция

Корпус ракеты цилиндрической формы, состоит из 5 отсеков, соединяемых при сборке фланцевыми стыками. Последовательно располагаются:

  • головка самонаведения;
  • модуль управления;
  • боевая часть;
  • двигатель;
  • хвостовое оперение.

Х-29Т

УР выполнена в аэродинамической схеме «утка», то есть рули расположены в носовой части, стабилизаторы в хвостовом отсеке.

Сразу за ГСН стоит управляющий модуль – автопилот, обеспечивающий заданное направление полета и дающий команды рулям. Носовые рули обеспечивают стабилизацию полета в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Рули в хвостовой части осуществляют управление по крену.

Электропитание приборов обеспечивает батарея, запускаемая пироблоком. Заряда хватает на 40 секунд, что превышает максимальное время полета Х-29Т.

Боевая часть (осколочно-фугасная) составляет большую часть веса ракеты (317 килограммов). Корпус – прочный массивный стакан из особо твердой стали, способный своим весом пробить корпуса судов или железобетонные блоки. Вес взрывчатой смеси – 116 килограммов.

Ракета оснащена однорежимным двигателем марки ПРД-280. Движок запускается с определенной задержкой после сброса боеприпаса, чтобы ракетная струя не повредила самолет.

Х-29Т

Контактные датчики взрывателей крепятся на корпусе, на кромке крыла. Взрыватель настраивает пилот перед пуском ракеты. Замедление применяют при ударах по особо укрепленным объектам, чтобы корпус успел пробить конструкцию и взрыв произошел внутри.

Для предотвращения отскока ракеты при ударе о цель под углом, в конструкцию ввели противорикошетное устройство. В хвостовой части расположено сопло двигателя, которое окружают элероны, управляющие углом крена.

Ракета доставляется к месту применения в разобранном виде, пятью отдельными блоками, упакованными в общий контейнер.

Х-29Т

Особенности управления

Телевизионная головка самонаведения (ТГСН) и управляющий блок делают Х-29Т полностью автономной. После запуска пилоту уже не нужно следить за полетом боеприпаса. В головке находится видеокамера, отслеживающая цель. Блок управления получает сигнал и отдает команды на слежение, а также управляет рулями боеприпаса.

Система управления запуском УР проста – цель выбирается бортовым компьютером самолета или летчиком визуально.

После обнаружения объекта пилот передает целеуказание на ТГСН ракеты, которая возвращает полученное изображение на экран в кабине. Летчик должен удерживать цель кнюппелем до сближения на разрешенную дистанцию пуска.

Двигатель запускается с небольшой задержкой, боеприпас набирает высоту, затем разворачивается на выбранную цель. После пуска телевизионное самонаведение удерживает объект по его светоконтрастному краю, определяя по тени, отражению солнечных лучей.

Система «Тубус-2» поддерживает ТВ-стандарт – 625 строк с разрешением 550 линий. При этом точность теленаведения выше, чем у ракетных головок иных типов – отклонение от цели при дистанции пуска 5 километров составляет 2.2 метра.

Х-29Т

Применение

Х-29Т относятся к классу ракет малой дальности, пилоту необходимо видеть цель. Темнота, задымленность, атмосферные явления (осадки, туман) делают невозможным визуальный контакт и затрудняют наводку на объект. Это является единственным недостатком боеприпаса.

Сброс ракеты можно проводить с больших и малых высот (до 200 метров), выбор определяется пилотом в соответствии со средствами ПВО противника.

Носителями боеприпаса могут быть многие самолеты отечественной штурмовой авиации, поэтому Х-29Т поставляются во многие страны, эксплуатирующие нашу авиатехнику. В число эксплуатантов входят Вьетнам, Германия, Иран, Индия, Китай, Эфиопия и еще немало стран.

Международные эксперты считают Х-29Т одной из лучших российских УР, отмечая высокую точность и разрушительную силу боеприпаса.

Технические характеристики

Основные боевые характеристики и технические параметры УР Х-29Т:

Наименование Показатель
Головка самонаведения Пассивная, телевизионная «Тубус-2»
Двигатель Твердотопливный ракетный
Боевые характеристики:

Дальность пуска

Скорость носителя (самолета)

Высота сброса

Скорость полета

 

3-12 километров

600-1250 километров в час

0.2-5 километров

250-350 километров в час

Габариты, масса:

Длина

Диаметр

Размах крыльев

Масса

 

3875 миллиметров

380-400 миллиметров

1100 миллиметров

680 килограммов

Боевая часть

Тип

Масса

Масса ВВ

 

Фугасно-проникающая

317 килограммов

116 килограммов

Транспортировочный контейнер имеет габариты 4,35 Х 0,9 Х 0,86 метра и весит вместе с ракетой 1030 килограммов.

Х-29Т прошли проверку временем и боевые испытания, доказали свою эффективность во множестве конфликтов. Модульная структура позволяет проводить модификации, не изменяя полностью конструкцию боеприпаса. Х-29Т стоит на вооружении уже долгие годы и остается самой распространенной ракетой своего класса в ВВС России.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий