Значимость воинской дисциплины в армии: ее сущность и значение

Одним из ключевых аспектов службы в армии считается соблюдение воинской дисциплины. Для многих призывников значение данного понятия остается размытым и неясным. Нередко они воспринимают его как произвол со стороны старших по званию.

Воинская дисциплина основывается на иерархии, строящейся в войсках с древнейших времен. Ключевая задача — не принуждение к подчинению, а формирование у солдат соответствующего самосознания. На его основе подразделение становится целостной боевой единицей, способной решать поставленные задачи.

Для командиров данное понятие предоставляет не только полномочия, но и расширяет ответственность. Дисциплинированность по мнению многих военных больше ориентирована на устранение возможного произвола и разброда. В данном контексте это понятие требует тщательного изучения.

Что такое воинская дисциплина

Дисциплина на параде

Определение воинской дисциплины, а также все аспекты службы связанные с ней, регламентируются «Дисциплинарным уставом Вооруженных сил Российской Федерации». Закон состоит из шести глав и восьми приложений, регламентирующих положения, касающиеся дисциплинированности военнослужащих.

Действие устава распространяется на все воинские формирования, включая военно-образовательные учреждения. Также ему подчиняются и гражданские лица, находящиеся на военных должностях и взаимодействующие с другими военнослужащими.

В соответствии с уставом сущность воинской дисциплины — это точное и строгое соблюдение военнослужащими всех предписаний, установленных конституционными и федеральными законами, уставами, а также иными правовыми актами. Основа данного понятия — осознание военнослужащим его долга и ответственности за защиту Российской Федерации.

Дисциплинированность военнослужащего подразумевает следующие аспекты:

  • верность Военной присяге и данным обязательствам, соблюдение законов и войсковых уставов России;
  • умелое и мужественное выполнение долга, изучение военного дела, защита государственного и военного имущества;
  • беспрекословное выполнение поставленных задач при любых условиях, включая риски для жизни, стойкость при возникновении трудностей;
  • бдительность, хранение государственной тайны;
  • поддержание установленных уставом взаимоотношений между военнослужащими, укрепление войскового товарищества;
  • уважение к командирам и сослуживцам, соблюдение правил приветствия и вежливости;
  • сохранение собственного достоинства, предотвращение недостойных действий со стороны других, защита чести и достоинства граждан;
  • соблюдение норм гуманитарного права в соответствии с международными договоренностями России.

Все эти факторы ориентированы на формирование морального облика военнослужащего, его достоинства и готовности защищать страну. Вместе с тем в нем формируется понимание армейской службы, ее структурирования и общей целостности. Укрепляется и осознание необходимости выполнения предписаний каждым военнослужащим для укрепления общего дела.

Роль воинской дисциплины в истории армии России

Понятие воинской дисциплины уходит корнями еще в труды древнегреческих философов. В них оно трактуется как повиновение власти, порядок, согласованность действий, основанные на нравственных качествах воинов, включая долг, честь и стыд.

Макиавелли в своих работах отмечал, что дисциплина важнее храбрости. Основой для нее он выделял устрашение, строгость и в некоторых случаях жестокость. Однако не отменял и воспитание нравственных качеств солдат.

Для Древней Руси были характерны родоплеменные отношения, в которых особое внимание уделялось почитанию старших. Данный аспект переходил и в воинские формирования. Также немаловажную роль играла обязательность решения вече.

В своих «Поучениях» Владимир Мономах предписывал воеводам становиться примером для подчиненных и в сражениях, и в повседневности. Дружинникам предписывалось беспрекословное выполнение приказов. Понятие дисциплинированности сводилось к тому, чтобы «при старших молчать, мудрых слушать, старейшим повиноваться, с равными себе и младшими в любви пребывать».

В период раздробленности русских княжеств дисциплина основывалась на кодексах чести и клятвах верности. Вождь, уже имевший славу, собирал вокруг себя молодых воинов, жаждавших ее разделить. Между ними устанавливалась личная верность. Вождь назначал порядок подчинения, содержал и награждал воинов. В случае проступков держал их «в нужде», при особо злостных нарушениях применялась смертная казнь.

На данном этапе развития военного дела подобная форма воинской дисциплины поддерживала порядок, организованность и эффективность войск. Однако вскоре она перестала отвечать актуальным требованиям из-за развития вооружений и способов ведения войны.

На этом фоне наметился отход от общинной психологии и принципов круговой поруки. Любовь и преданность воеводе, а также гордость за принадлежность к ратному делу перестали быть основой дисциплинированности. Увеличился количественный состав армий, что требовало определения новых порядков.

Акцент в новых тактиках делался не на личных качествах солдат, а на действиях в подразделениях. Все это требовало усиленных тренировок, муштры. Основой новой дисциплины стал принцип «не рассуждать», подразумевающий четкое выполнение предписаний. Вместе с тем многие полководцы обращались и к сознательности солдат.

Реформы Петра I также акцентировали внимание на воинской дисциплине, основанной на порядке и суровых взысканиях за правонарушения. Знаменитые полководцы и адмиралы продолжили его дело, стремясь сформировать у подчиненных разумное понимание служебных обязанностей, долга, чести.

В дореволюционной России происходит юридическое закрепление определенных принципов формирования воинской дисциплины. Из ключевых отмечают следующие факторы:

  • гуманизм в отношении офицеров, умелый выбор методов и средств для выработки дисциплины;
  • поддержание идей патриотизма, православия и общинной психологии;
  • внимание к национально-психологическим особенностям русских солдат и матросов;
  • активное обсуждение мер для улучшения воинской дисциплины.

Вместе с тем присутствовала и тенденция жестокого обращения к простым военнослужащим. Грубость, беззаконие, унижения и оскорбления простых солдат и матросов в немалой степени способствовали развалу армии и флота.

Послереволюционная ситуация отличалась противоречивостью. С одной стороны новая власть стремилась отойти от традиций предыдущей. Однако при этом дисциплина поддерживалась жесткими карательными мерами. Вместе с тем росло количество публикаций, обращавшихся к сознательности военнослужащих.

В годы Великой Отечественной войны акцент делается на практическом решении вопросов дисциплины. Помимо общих воспитательных работ имели место и репрессии, злоупотребление правами, пренебрежение некоторыми аспектами и непоследовательность действий в данном направлении.

Послевоенные годы в СССР считаются расцветом дисциплинированности военнослужащих. Во многом она основывалась на одержанной победе, когда уставные предписания воспринимались как путь ее достижения. В этот же период проводится немало аналитических исследований в области повышения воинской дисциплины. Используется военный опыт, подыскиваются меры для ее поддержания в мирное время.

Способы постановки дисциплины: чем достигается воинская дисциплина

Дисциплина на построении

Дисциплинарный устав предписывает следующие способы, которыми достигается воинская дисциплина:

  • воспитание морально-психологических и боевых качеств военнослужащих, а также сознательного подчинения командирам;
  • знание и соблюдение законов Российской Федерации, иных правовых актов, включая международные договоренности;
  • назначение личной ответственности каждого военнослужащего за выполнение обязанностей;
  • поддержание внутреннего порядка всеми военнослужащими независимо от звания;
  • регламентирование боевой подготовки и полный охват личного состава;
  • требовательность к подчиненным в повседневности, контроль над их исполнительностью;
  • уважение личного достоинства подчиненных, правильное использование мер убеждения, принуждения и коллективного воздействия.

Помимо этого командование должно создать необходимые условия для военнослужащих в вопросах быта. Акцентируется внимание и на мерах предотвращения воздействия негативных факторов военной службы на личный состав.

Организация воспитательной работы командира

Ответственность за воинскую дисциплину в подразделении несет его командир. Соответственно в его обязанности входят следующие аспекты:

  • изучение личных качеств подчиненных, поддержание уставных взаимоотношений, сплочение коллектива и военнослужащих разных национальностей;
  • знание морально-психологического состояния личного состава, руководство деятельностью по укреплению дисциплинированности и понимания солдатами своих обязанностей;
  • выявление и устранение нарушений в несении службы, а также иных действий, способных подорвать боеготовность подразделения;
  • организация правового воспитания подчиненных.

Воспитательные меры ориентированы на выработку исполнительности личного состава, поддержание достоинства и чести, осознание долга. Немаловажным фактором выделяют постоянный анализ дисциплинированности и морально-психологического состояния военнослужащих.

В организационные меры по поддержанию дисциплины относят также личный пример и авторитет командира. Обращают внимание и на бытовое обеспечение условий службы, способствующей повышению чувства достоинства у личного состава.

Для воспитания дисциплинированности командир может опираться на следующие аспекты:

  • организовывать занятия с личным составом, проводить личные беседы;
  • обращаться к коллективным мерам воздействия, создавать нетерпимое отношение к нарушениям;
  • требовать выполнения поставленных задач, назначать поощрения и наказания.

Сам командир не несет дисциплинарной ответственности за проступки подчиненных, если своевременно уведомил о них руководство. Однако именно он отвечает за состояние воинской дисциплины в вверенном подразделении.

Задачи личного состава по поддержанию правопорядка

Обязанность каждого военнослужащего — содействие и помощь командиру в поддержании воинской дисциплины и восстановлению порядка. За уклонение от данной обязанности также предусматривается ответственность.

В служебное время ключевая задача личного состава — следование приказам и уставу. Выполнение поставленных задач, а также осознанное чувство долга и ответственности формируют базу для поддержания дисциплинированности военнослужащих.

Во внеслужебное время обращают внимание на товарищеские взаимоотношения с сослуживцами, общие интересы и цели. Организация совместного досуга, культурно-массовые и спортивные мероприятия, дружба и взаимовыручка также способствуют поддержанию порядка.

Основные задачи прапорщиков по укреплению воинской дисциплины

Дисциплинарный устав не подразумевает отдельных предписаний для прапорщиков по укреплению воинской дисциплины. Их должностные обязанности зависят от занимаемой должности. При этом их дисциплинарная власть приравнивается к старшине роты, а при назначении командиром команды — к командиру взвода (группы).

Данное предписание означает, что в задачи прапорщиков входят те же обязанности, что и у соответствующих командиров. Основной акцент делается на поддержании порядка среди военнослужащих и предотвращении нарушений.

Система поощрений

Система поощрений ориентирована на поддержание воинской дисциплины и усердия военнослужащих. Каждый командир обязан отмечать подчиненных за заслуги, проявление разумной инициативы, служебные достижения. Если предоставленных прав недостаточно, допускается ходатайствование перед вышестоящими командирами о соответствующем награждении.

Среди применяемых вариантов поощрений выделяют следующие:

  • снятие ранее наложенного дисциплинарного взыскания;
  • объявление благодарности;
  • сообщение на родину военнослужащего о его образцовом поведении и полученных поощрениях;
  • награждение грамотой, подарком, деньгами, а также личной фотографией военнослужащего, сделанной на фоне развернутого Боевого знамени;
  • присвоение рядовым и матросам звания ефрейтора и старшего матроса соответственно;
  • внеочередное присвоение воинского звания, но не выше предусмотренного штатом по занимаемой должности;
  • присвоение очередного звания на одну ступень выше, чем предусматривается штатом по занимаемой должности;
  • награждение нагрудным знаком отличившегося;
  • внесение фамилии в Книгу почета воинской части или корабля;
  • награждение именным холодным или огнестрельным оружием.

В ряде случаев командир может ходатайствовать о награждении государственными наградами Российской Федерации. К таким вариантам относят проявление мужества и отваги при выполнении воинского долга, образцовое руководство войсками, высокие показатели боевой подготовки, отличное освоение образцов вооружения и техники.

Самоконтроль

Самоконтроль для военнослужащего — ключевой аспект дисциплинированности. Ориентирован на решение двух вопросов — преодоление собственных слабостей, а также подчинение армейским правилам и вышестоящему руководству. Именно самоконтроль ориентирован на выработку осознанного чувства долга и воинской дисциплины.

Самоконтроль относится к личностным качествам, формируемым работой над собой. Под данным понятием подразумевается умение критически взглянуть на свои поступки в контексте устава и требований командиров. Немаловажным считается анализ, выявление ошибок и путей их исправления, подавление побуждений и действий, не соответствующих установленному порядку.

Заинтересованность военнослужащего в самоконтроле достигается мотивацией, поощрениями, принуждением и наказаниями. Важно и участие командира — личные беседы с молодыми бойцами, приведение примеров преодоления привычек.

Обязанности военнослужащих по соблюдению воинской дисциплины согласно Уставу

В соответствии с уставом все военнослужащие обязаны поддерживать воинскую дисциплину. Обо всех нарушениях докладывается вышестоящему руководству, принимаются меры по их предотвращению. Несвоевременное уведомление также считается нарушением порядка.

Ключевыми обязанностями военнослужащих в поддержании порядка выделяют:

  • взаимоуважение чести и достоинства;
  • выполнение своих обязательств, беспрекословное подчинение приказам;
  • поддержание установленного порядка, правил, соблюдение предписанных законами и уставами норм.

Обязанность по соблюдению воинской дисциплины касается всех военнослужащих, независимо от занимаемой должности и звания. Также она относится и к гражданским лицам, находящимся на соответствующих постах.

Профсоюзы и воинская дисциплина

Задача любого профсоюза — защита прав и свобод соответствующей категории граждан. Аналогичные цели преследуют и организации, защищающие интересы военнослужащих. Однако они ни в коем случае не могут отменять требований к соблюдению воинской дисциплины.

Дисциплинированность личного состава Вооруженных сил считается одним из основных аспектов, обеспечивающих их боевую эффективность. В данном контексте профсоюзы поддерживают мероприятия, направленные на повышение порядка в частях. Они защищают военнослужащих от произвола командиров и злоупотребления властью, что также считается нарушением воинской дисциплины.

Воинская дисциплина и ответственность

Дисциплина на учениях

Воинская дисциплина тесно связана с ответственностью военнослужащих за нарушение порядка. Под таковым считается любое действие или бездействие, совершенное умышленно или по неосторожности. Дисциплинарная ответственность наступает только в тех случаях, когда вина военнослужащего доказана.

В качестве доказательств используются следующие аспекты:

  • объяснения военнослужащего, привлекаемого к дисциплинарной ответственности;
  • пояснения лиц, обладающих информацией для формирования общей ситуации и правильного решения вопроса;
  • заключение и пояснение специалиста;
  • документация;
  • показания специальных технических средств;
  • вещественные доказательства.

Все доказательства рассматриваются командиром для составления полной и объективной картины произошедшего. Не допускается применение материалов, полученных с нарушением законодательства Российской Федерации.

Для получения дополнительных сведений к привлеченному могут применять следующие меры:

  • доставление и задержание;
  • досмотр военнослужащего, его вещей, транспорта;
  • изъятие вещей и документов;
  • временное отстранение от выполнения должностных или специальных обязательств;
  • отстранение от управления транспортом;
  • медицинское освидетельствование.

В зависимости от установленной вины к военнослужащему применяется соответствующее взыскание. При незначительных проступках командир может ограничиться напоминанием о воинском долге, дисциплине и обязательствах. Замечание, порицание, критика поведения или указания на ошибки и недочеты в службе, выраженные в устной или письменной форме не считаются дисциплинарным взысканием.

Сознательность военных

Самосознание военнослужащих — одна из составляющих самоконтроля. Именно на ней основывается осознанное понимание воинской дисциплины и чувства долга. Командиры могут обращаться к сознательности подчиненных для поддержания порядка.

Сознательность военных формируется нравственными качествами, коллективной ответственностью, личным примером и авторитетом командиров. Важную роль играют условия службы, бытовое обеспечение, а также готовность идти на определенные жертвы ради достижения поставленных задач.

Манеры поведения военнослужащих вне службы

Для всех военнослужащих обязательным считается поддержание чести и достоинства Вооруженных сил Российской Федерации. Соответственно предъявляются требования к поведению не только в рамках службы, но и за пределами части. Обращается внимание на то, что манеры поведения военнослужащих напрямую характеризуют престиж армии.

Военным предписывается быть образцом культурного поведения, скромности и выдержки. Акцент делается на соблюдении и защиты воинской чести, уважении достоинства других граждан. Не допускается совершение недостойных действий или допущение таковых.

Психология воинской дисциплины

Изучение мер и способов поддержания воинской дисциплины на разных этапах истории позволяет выявить принципы, на которых она основывается. К таковым относят:

  • патриотизм, любовь в Родине;
  • следование религиозным постулатам;
  • законопослушание;
  • верность клятве, присяге, воинскому долгу;
  • чувство чести и достоинства;
  • сознательность в подчинении командирам;
  • взаимовыручка и взаимопомощь;
  • угроза наказания, жесткие меры принуждения.

Анализ также показывает, что на дисциплинированность влияют такие факторы, как:

  • положительное отношение к военной службе как государственному виду деятельности;
  • улучшение материально-бытовых условий для военнослужащих;
  • расширение прав и свобод военных, повышение социальной защиты;
  • поддержание морального духа в подразделениях;
  • забота о всестороннем развитии военнослужащих;
  • разноуровневая система наказаний за дисциплинарные проступки.

На основе данных аспектов психология рассматривает воинскую дисциплину как осознанное следование предписаниям законов и уставов. Такая дисциплинированность имеет следующие характерные черты:

  • направленность на определенную деятельность;
  • приоритет законности и порядка;
  • социальная и личностная значимость;
  • осознанность своих действий;
  • строгость требований, основанная на гуманизме;
  • саморегулируемость;
  • коллективизм.

С учетом всех этих особенностей воинская дисциплина считается комплексным качеством личности. Оно основывается на выдержанности военнослужащего, его внутренней организованности, ответственности, самодисциплине. Воспитывается как личностное качество, однако рассматривается в рамках коллектива и взаимодействия с ним.

Инновации в практике по укреплению воинской дисциплины

Дисциплинарное заседание

Укрепление воинской дисциплины требует постоянного анализа ситуации и разностороннего подхода. Текущая ситуация показывает слабую дисциплинированность военнослужащих. Это приводит к различным происшествиям — от незначительных нарушений порядка до получения увечий и травм.

Причинами такой ситуации выделяют:

  • отсутствие конкретных целей и направлений в воспитании дисциплинированности;
  • несогласованность действий участников воспитательных мероприятий;
  • несоответствие содержания и методик реальным современным тенденциям и процессам.

В данном контексте вопрос о новых подходах по укреплению воинской дисциплины остается актуальным. Комплексный анализ ситуации и пересмотр подходов к повышению дисциплинированности привели к формированию военно-педагогической теории воинской дисциплины, имеющей собственные задачи, методы, предмет и объект.

В рамках данной теории предполагается развивать и интегрировать в практическое использование существующие военные, философские, социологические и психологические исследования. Это создаст прочную базу для воспитания дисциплинированности военнослужащих со стороны командиров.

Основными направлениями развития данной теории и внедрения инноваций выделяют:

  • дисциплинирование личного состава в рамках различных видов деятельности;
  • совершенствование дисциплины всех категорий военнослужащих;
  • проведение специальных коррекционно-воспитательных мероприятий с нарушителями порядка;
  • воспитательная работа командиров и ответственных лиц;
  • психологическое и бытовое обеспечение военнослужащих.

На практике основной акцент делается на личностной мотивации военнослужащих. Повышается социальная защита данной категории граждан, улучшаются жилищные условия. Ведутся мероприятия по повышению престижа военной службы, ориентир делается как на молодых призывников, так и на контрактников. Улучшаются и условия службы в частях, повышается материальное обеспечение.

Все эти аспекты повышают заинтересованность военнослужащих в следовании предписаниям законов и уставов. Уже сейчас отмечается снижение общего количества уклонистов, что свидетельствует о сознательности призывников. При ее наличии повышается и дисциплина в ходе службы.

Проблемы воинской дисциплины

В настоящее время в армии существуют проблемы с воинской дисциплиной и слабой организованностью военнослужащих. Анализ ситуации выделяет несколько экономических и социально-политических причин слабой дисциплинированности:

  • снижение качественного состава военнослужащих из-за роста социальных проблем — безработицы, бедности, снижении доступности образования и медицинского обеспечения;
  • переход на контрактную основу и нестабильность всех процессов;
  • отсутствие финансирования и возможности обеспечить подготовку и нормальные условия службы.

На основе данных факторов в армии и возникают проблемы с дисциплиной. Соответственно немаловажным вкладом в улучшение ситуации считается повышение общего качества жизни в стране. Также в расчет берется воспитание офицерских кадров, способных предпринимать все необходимые меры для повышения дисциплины.

Существенной проблемой выделяют и новые условия, в которых оказались Вооруженные силы. Переходный период от одного государства к другому, переосмысление мировоззрения, новая высокоточная техника, требующая особого внимания — все это создает и новые вызовы для воинской дисциплины.

Для решения подобных вызовов уделяется внимание разработке теоретических и методических основ для повышения воинской дисциплины. Исследуются вопросы по влиянию авторитета командиров и повышению его роли. Акцентируется внимание на воинском коллективе и роли общественных организаций. Изучаются моральные и материальные стимулы, мотивирующие военнослужащих к самоконтролю и дисциплине.

Основные виды ответственности за нарушение воинской дисциплины

За нарушение воинской дисциплины военнослужащие привлекаются к следующим видам ответственности:

  • дисциплинарная — за действия или бездействие, за которые по законодательству виновный не привлекается к административной или уголовной ответственности;
  • материальная — за соответствующий ущерб, причиненный государству в ходе выполнения служебных обязанностей;
  • гражданско-правовая — невыполнение или ненадлежащее выполнение предписанных законами и уставами обязательств, причинение убытков и морального ущерба военными вне службы;
  • уголовная — за преступления, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.

За административные правонарушения для военнослужащих предусматривается дисциплинарная ответственность. Исключением выделяют случаи, когда административная ответственность наступает по общим основаниям. При этом к военнослужащим не применяются такие меры наказаний, как административный арест, исправительные работы, для срочников — административные штрафы.

Привлечение к административному или дисциплинарному взысканию не подразумевает освобождение от уголовной ответственности, если таковая положена. Материальный ущерб также возмещается независимо от иных видов ответственности, к которым привлекается военнослужащий.

Дисциплинарная ответственность военнослужащих подразумевает следующие виды взысканий:

  • выговор и строгий выговор;
  • лишение права на очередное увольнение из воинской части или с корабля на берег;
  • лишение нагрудного знака отличника;
  • предупреждение о несоответствии служебным предписаниям;
  • понижение в занимаемой воинской должности;
  • понижение звания;
  • одновременное понижение в звании и занимаемой должности;
  • досрочное увольнение со службы из-за невыполнения условий контракта;
  • отчисление из военно-образовательного учреждения;
  • отчисление с военных сборов;
  • дисциплинарный арест.

Проступки, за которые назначается соответствующее наказание, рассматриваются непосредственным командиром военнослужащего. Он анализирует ситуацию и принимает решение о взыскании в соответствии с должностью и званием виновного, а также тяжестью правонарушения.

За незначительные проступки командир может ограничиться устным порицанием. Применение дисциплинарной ответственности в этих случаях рассматривается как мера предупреждения повторных нарушений в будущем.

К грубым нарушениям, подразумевающим серьезные взыскания, относят:

  • нарушение предписанных уставом правил взаимоотношений между военнослужащими;
  • самовольное оставление части или предписанного места службы срочниками;
  • неявка в срок без уважительной причины после увольнения, командировки, перевода, отпуска, лечения;
  • отсутствие контрактника на службе в установленное время более четырех часов подряд;
  • уклонение от выполнения служебных обязанностей;
  • нарушение правил несения боевого дежурства, а также боевой, пограничной, караульной, внутренней или патрульной службы;
  • нарушения правил охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности;
  • умышленное уничтожение, порча или незаконное расходование военного имущества, а также его повреждение или уничтожение по неосторожности;
  • нарушение правил хранения или использования оружия и боеприпасов, а также взрывчатых или радиоактивных веществ, повлекшее вредные последствия;
  • неправильное управление транспортным средством, повлекшее вредные последствия;
  • исполнение обязанностей в состоянии алкогольного опьянения, отказ от прохождения медосмотра для его определения;
  • непринятие командиром мер по предотвращению дисциплинарного проступка подчиненным, сокрытие информации о нарушении;
  • административное правонарушение, подразумевающее дисциплинарную ответственность;
  • умышленная порча или утрата документа, удостоверяющего личность военнослужащего;
  • нарушение правил ведения секретного делопроизводства;
  • нарушение правил выезда за пределы Российской Федерации;
  • незаконное привлечение военнослужащего к дисциплинарной или материальной ответственности;
  • нарушение командиром правил безопасности военной службы, приведшее к гибели или потере трудоспособности запасников, призванных на военные сборы.

Для всех подобных проступков помимо иных видов ответственности предусматривается и дисциплинарный арест. Вина нарушителя и тяжесть правонарушения определяется доказательствами.

Характерная разница между воинской и трудовой дисциплиной

Дисциплина в строю

Трудовая дисциплина — обязательное подчинение внутреннему порядку и правилам, установленным законодательством, трудовым договором, внутренним порядком и иными актами. За нарушение предписаний предусматривается взыскание.

Сходство трудовой и военной дисциплины заключается в общих принципах формирования и действия. В обоих случаях предусматривается подчинение правилам и предписаниям в соответствующей сфере деятельности. В данном вопросе выделяют лишь предметную разницу дисциплинированности и правила поведения для военнослужащих и работников организации.

Сходством выделяют и факторы, влияющие на дисциплинированность сотрудников и военных. Личностные и нравственные качества, материальное обеспечение, социальная защита, мотивация, поощрения и наказания — все это в равной степени используется в обеих сферах.

Ключевая разница между трудовой и военной дисциплиной — в предъявляемых требованиях и взысканиях. В рамках воинской службы действуют более строгие предписания, во многих случаях от их выполнения зависит жизнь и здоровье военнослужащих.

С учетом данного аспекта воспитанию и поддержанию воинской дисциплины уделяется большее внимание. Отслуживших с большей охотой берут на работу, поскольку привитые навыки дисциплинированности помогают им лучше организовывать свой рабочий день.

Заключение

С учетом всех аспектов воинская дисциплина остается одной из важнейших составляющих военной службы. Именно на ней основывается успешность военнослужащего, его продвижение, достижения, безопасность.

Дисциплинированность и осознание своего долга формирует и боеспособность подразделений. Отлаженный механизм взаимодействия позволяет быстро и эффективно решать поставленные задачи.

На текущем этапе развития военного дела дисциплине отводится особое место. Это связано с новым вооружением и техникой, использование которых требует от военнослужащих больше сосредоточенности, знаний, навыков, опыта. Намечена также тенденция к сокращению численного состава войск с акцентом на его качестве.

Ключевая проблема текущей дисциплинированности — социально-психологическое состояние общества, из которого набираются молодые военнослужащие. Негативные моральные и нравственные факторы переносятся и в армию, что требует немалых усилий по их устранению.

В данном контексте уделяется значительное внимание мерам, способным улучшить дисциплинированность военнослужащих. Анализируется опыт предыдущих поколений, выявляются методы, способные повлиять на личностные качества военнослужащих, мотивировать их к осознанному чувству долга и подчинения.

Также проводятся мероприятия по воспитанию гордости граждан за страну и армию, чувства патриотизма. Усиливается социальное обеспечение и защита военнослужащих, улучшается материальный достаток и условия службы. Изучаются психологические аспекты воздействия, на их основе строится система поощрений и взысканий.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий