Сверхтяжелый трехвинтовой транспортный вертолет Ми-32 уникальной конструкции должен был стать самой грузоподъемной винтокрылой машиной в мире, предназначенной как для нужд народного хозяйства СССР, так и для решения военных задач. Должен был, но не стал: по целому ряду причин амбициозный проект «Ми-32» так и не был воплощен в реальность, Тем не менее, идея оригинальной и самобытной разработки остается любопытной сама по себе.
Для чего предназначена эта модель
К началу 70-х годов прошлого века массовое обнаружение новых гигантских месторождений нефти, газа, других полезных ископаемых и ценных ресурсов заставили руководство Советского Союза обратить самое пристальное внимание на районы Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Разработка и освоение этих территорий затруднялись значительной удаленностью от промышленных центров и транспортных магистралей, а так же крайне сложными рельефами местностей.
Доставка промышленного оборудования и персонала в большинство новых районов могла осуществляться исключительно вертолетами. Но грузоподъемности существовавших на тот момент серийных грузовых Ми-6, Ми-10К и даже Ми-26 для транспортировки некоторых грузов уже не хватало. Одновременно с этим принятие на вооружение новых классов, видов и типов вооружений настоятельно требовало новый сверхтяжелый вертолет с гораздо большей подъемной силой, нежели образцы, входившие в состав военно-транспортной авиации вооруженных сил СССР. Таковы были предпосылки появления идеи позже известной как проект «сверхтяжелый вертолет Ми-32».
Как она появилась
Перечисленные выше обстоятельства привели к тому, что в 1976 году КБ М. Миля получило государственное задание на разработку сверхтяжелого транспортного вертолета, способного транспортировать грузы массой до 60 тонн. По замыслу руководства страны, такой вертолет мог бы поднимать в воздух и буровые вышки, и гидроэнергетическое оборудование, и тяжелые бронированные машины, и ракетные установки, транспортировать их в места, где противник даже не может заподозрить об их существовании.
Главный конструктор проекта М. Н. Тищенко представил свое инновационное решение – вертолет Ми-32 – на суд государственной комиссии в 1977 году. После тщательного изучения документации и расчетов проект был одобрен и в 1980 начались работы по его реализации.
Необычная конструкция
Конструктивное решение, предложенное Тищенко, выглядело поистине революционным. Будущий вертолет Ми 32 представлял собой равнобедренный треугольник, вершинами которого служили гондолы, скрепленные 40-метровыми балками диаметром 4 метра. Каждая гондола оснащалась двумя двигателями мощностью по 8360 л.с., приводящими в движение несущий винт. Передняя выполняла роль кабины для экипажа, а в двух остальных размещалось топливо, необходимое оборудование и аппаратура.
Транспортировку грузов сверхтяжелый многоцелевой вертолет Ми-32 должен был осуществлять при помощи подвесной системы тросов от каждой из гондол длиной до 60 метров.
Это позволяло машине эффективно решать широкий круг задач:
- сбрасывать грузы без посадки на поверхность;
- подцеплять грузы в воздухе;
- взаимодействовать с более легкими вертолетами.
Передний модуль был оборудован двумя двухколесными стойками шасси, а две задние гондолы – по одной 4-колесной каждая.
ЛТХ
Согласно проекту, сверхтяжелый транспортный вертолет Ми-32 обладал следующими летно-техническими характеристиками:
Взлетная масса | 150 тонн |
Мощность двигателей | 6х8360 л.с. |
Грузоподъемность | 60 т |
Динамический потолок | 4000 м |
Крейсерская скорость | 230 км/ч |
Практическая дальность полета | до 1200 км |
Экипаж | 4 чел (2 летчика, борттехник, оператор) |
По расчетам, к концу 80-х годов самый мощный вертолет-гигант в мире должен был быть полностью готов к запуску в серийное производство. Но геополитическая ситуация в мире, финансовое положение страны и резкая смена основных положений военной доктрины привели к тому, что уникальный вертолет Ми-32 так и не поднялся в воздух. Он остался лишь на бумаге. Не было построено ни одного даже опытного образца.