Ми-9 относится к вертолетам, созданным по спецзаказу. На таких машинах летали высшие чины государства. Еще подобные изделия называют «салонами», поскольку предназначались они для доставки пассажиров на большие расстояния и с максимальным комфортом. Индекс в обозначении «мишки» был равнозначен количеству принимаемых на борт людей. При этом, несмотря на солидный возраст, детали, узлы, конструкция вертолетов до сих пор не разглашаются.
Зачем нужен был новый вертолет
Кто-то ошибочно полагает, что машины создавались исключительно для перелетов, перевозки членов правительства. Чтобы они не испытывали дискомфорт во время поездки. Разумеется, данному аспекту также было уделено внимание. Но главная задача разработки винтокрылой машины – мобильный штаб.
Вертолет в сравнении с самолетом, традиционно используемым для данных целей ранее, имеет массу преимуществ. Вот таких:
- Возможность взлета, посадки практически с любого места. Винтокрылой машине не нужна ВВП, особые условия
- При путешествии в различные регионы, со сложными климатическими условиями, непогоду вертолет незаменим
Наличие специальной аппаратуры на борту вертолета превращает машину в воздушный командный центр. Быстро развертываемый, с выходами на наземные линии связи. Идея создания «летающего штаба» на базе вертолета не нова. Она витала в воздухе с самого момента появления первых винтокрылых машин.
Вертолет Ми-8 стал надежной платформой для реализации замысла. Поначалу мобильные КП создавались в КБ Миля на базе Ми-4. Первые эксперименты показали, что концепция верна. Ведь вертолет, нашпигованный аппаратурой связи, может появиться в воздухе в любой момент. Совершит посадку, либо наоборот поднимется, чтобы перебазироваться на иную точку географии. В условиях угрозы применения ядерного оружия, когда первым делом уничтожаются командные штабы, рвутся линии связи, «летающий штаб» незаменим.
В сравнении с 4 «мишкой» у 8 значительно больший салон. А значит, вместимость, как пассажиров, так и аппаратуры. Новые машины получили дополнительные индексы «8ВКП», «ВзПУ». Иное наименование – Ми-8БУС. Изменения не затронули фюзеляж, конструкцию вертолета.
Большей частью это было монтирование на борт ретрансляторов, средств связи, включая антенны. Это касается кабины вертолета. В грузовом отсеке обязательно должен был быть планшет для слежения за обстановкой, нанесения оперативных данных.
Предусматривались 3 рабочих места операторов. Дополнительный оперативный пункт связи находился отдельно, в кормовой части. И тоже с оборудованным местом.
Из радиостанций вертолет оснащался средствами связи Р-111, Р-130 (Р-140), Р-409, Р-802, Р-831, Р-847. Системы работали на разных диапазонах: коротких, ультракоротких волнах. И даже дециметровом. Интересным решением было использование схемы уплотнения каналов. На одной волне могли работать несколько независимых линий связи.
Что касается оборудования, то его собирали «с бору по сосенке». Были как современные полупроводниковые, так и ламповые агрегаты. Многие из них – здоровенные «чемоданы», которые надо было размещать на внешней подвеске.
Все это продолжалось до тех пор, пока «милевцы» не создали полноценный вертолет-КП. Он получил наименование Ми-8ИВ («Иволга»). Затем машину переименовали в Ми-9.
История разработки
Ми-9 – это, по сути, не переделанный «транспортник», а доработка пассажирской версии вертолета. Ранние модификации машины, созданные военными практически собственноручно, были «сырыми». После появления полноценной заводской разработки, где все было на своих местах, а аппаратура заменена на современную, ситуация в корне изменилась.
По конструкции кормового отсека, хвостовой балки «девятка» – это натуральный Ми-8П.
Наконец-то «жгуты» антенн перекочевали из салона в хвост. На балку и створки дверного проема. При модернизации машины конструкторы использовали различные решения, позаимствованные из других моделей серии.
Баки для топлива, шасси – наследие вертолета Ми-8Т. Кабели, подходящие к аппаратуре, закрыли крышками. Также вертолет мог комплектоваться фарой. Из радиостанций машина получила Р-856МБ (KB-диапазон), Р-802ВЯ (УКВ), Р-832М «Эвкалипт» (связь с наземными подразделениями). Еще – Р-405М (радиорелейная связь), Р-886Б (КВ), Р-111.
Такая серьезная, энергоемкая начинка потребовала солидной силовой установки. Ею стала АИ-8. Агрегат монтировался на специальную тележку, которая закатывалась в вертолет. Топливные баки получили увеличенную емкость. 2615 литров. Внутри машины размещались до 6 операторов. В кабине устанавливалась система кондиционирования воздуха.
В 1987 в КБ был создан новый «летающий командный центр». Его назвали Ми-19. Основой для вертолета стал Ми-8МТ. Машина получила автоматизированный комплекс связи. Из других усовершенствований на борту оказалась цифровая вычислительная машина.
ЭВМ позволила автоматически настраивать каналы связи. Обеспечивала безопасность, помехоустойчивость. Командиры ракетных подразделений получили для своих нужд вертолет Ми-19Р. Все модификации Ми-9 — отличные, работоспособные машины, неоднократно применявшиеся в авиации, в ходе командно-штабных учений, использовавшиеся высшим руководством СССР в течение долгого периода времени.
Особенности конструкции
Конструктивно «девятка» – это другой проект КБ Миля. Ми-8. Считается, что за основу взята пассажирская модификация вертолета. От модели «П» взяты фюзеляж, хвостовая балка, салон. Немаловажно, что машина могла перевозить достаточно много пассажиров.
Шасси – неубираемое, трехстоечное. По схеме это вертолет с одним несущим винтом на 5 лопастях. Рулевой винт несет 3 лопасти. Двигательная установка – сдвоенная, на газотурбинных агрегатах. В экипаж входили 3 человека: командир, 2 пилот, борттехник.
В заднюю створку врезана дверь. Внутри салон был поделен на отсеки, где размещались операторы. А также находился большой командный планшет. Аппаратура для радиосвязи размещалась как внутри, так и снаружи. Все кабеля подключения скрыты. Часть машин могла оборудоваться системой постановки помех.
Технические характеристики
Ми-9 как нельзя лучше характеризуется техническими параметрами, ЛТХ. Они перечислены ниже:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Диаметр винтов | Метров | |
Несущего | 21,29 | |
Хвостового | 3,91 | |
Габариты фюзеляжа | Метров | |
Длина | 18,424 | |
Высота | 4,755 | |
Вес машины | Тонн | |
Без нагрузки (пустой) | 7,100 | |
Взлетный | 11,100 | |
Максимальный | 13,000 | |
Объем баков для горючего | Тонн | 1,45 + 1,42 |
Двигательная установка | Тип/штуки | 2 х ГТД «Климов» ТВ3-117МТ |
Мощность двигателей | Тысяч киловатт | 2 х 1,45 |
Скорость полета | Километров в час | |
Максимальная | 250 | |
Крейсерская | 240 | |
Дальность полета | Километров | |
Практическая | 950 | |
Действия | 495 | |
Высота полета | Километров | |
Практическая | 5,00 | |
Статическая | 1,76 | |
Экипаж | Человек | 2/3 |
Пассажиронагрузка | Человек | До 20 |
Характеристики могли меняться по мере совершенствования модели. Появлялись новые радиостанции. Совершенствовалась конструкция. Но по сути это оставался все тот же Ми-9 «Иволга».
Модификации
Наибольшее распространение как командные центры получили несколько моделей машин. Это:
- Ми-9 (Ми-8ИВ). «Иволга». Воздушный «командный центр». Выпускался до 1987 года.
- Ми-8ВКП (Ми-8ВзПУ). Мобильный пункт координации, созданный силами военных специалистов (не в КБ Миля).
- Ми-19. Специализированный вертолет для управления танковыми, мотострелковыми подразделениями. Начало выпуска – 1987 год.
Стоит также упомянуть еще одну версию «мишки». Это Ми-19Р. Создан для взаимодействия ракетчиков с приданными частями.
❤️ Горячие девчонки ждут тебя — https://ero4.fun/sex