Максимальная и средняя скорость разных вертолетов, какой самый быстрый в мире

Вертолеты – рабочие лошадки любой армии мира, помогающие решать боевые и хозяйственные задачи. С их помощью доставляют десантные группы, вывозят раненых, проводят разведку, обеспечивают огневое прикрытие. Успешное решение этих задач зачастую связано со скоростью движения вертолета. Авиаконструкторы уже создали аппараты, летающие со скоростью до 400 километров в час. Рассмотрим, какие вертолеты лидируют в рейтинге самых быстрых.

Ставка на скорость

Изначально при создании винтокрылых аппаратов никто не ставил перед ними задачи демонстрировать скоростные рекорды. Главными характеристиками считались маневренность, способность взлететь и сесть в труднодоступных районах на любые площадки. Вертикальный взлет давал этим летательным аппаратам важные преимущества перед самолетами, нуждающимися в специальных полосах для взлета и посадки.

Первые аппараты летали не быстро, потолок – 190 километров в час. Но после войны во Вьетнаме стало ясно, что у вертолетов – огромное будущее, число задач, решаемых с помощью этих машин, неуклонно росло.

Низкие скоростные характеристики стали серьезным препятствием для использования в армии и для гражданских целей. Высокие скорости необходимы:

  • для огневой поддержки в бою;
  • быстрой доставки грузов;
  • эвакуации больных, раненых с поля боя, вывоза людей с мест аварий и стихийных бедствий.

Военные и гражданские конструкторы винтокрылых машин включились в гонку за увеличение скоростных показателей своих аппаратов, ведь это давало преимущество в воздухе.

Самые быстрые вертолеты

Созданием сверхскоростных вертолетов занимаются ведущие корпорации мира. Такие разработки проводятся и в России. Авиаконструкторы ОАО «Вертолеты России» сообщили, что работают над двумя концепциями машин, скоростной потолок которых 500 километров час.

Успешные разработки проводит компания Eurocopter, создавшая гибридную машину с самолетными двигателями. Этот аппарат пока не пошел в серию, но максимальная и крейсерская скорость модели перевалили за 400 километров в час.

Разработки новых машин необходимы, но сейчас в небе господствуют вертолеты, созданные значительно раньше и доказавшие свое превосходство. Рассмотрим список самых быстрых и надежных винтокрылых аппаратов мира.

Boeing CH-47 «Чинук»

Тяжелый военно-транспортный вертолет американского производства. Эксплуатируется с 1962 года. На его основе создано несколько военных и гражданских модификаций. Основные характеристики:

  • экипаж – 2-3 человека;
  • средняя (крейсерская) скорость – 259 километров в час;
  • вместимость – 33-55 человек;
  • грузоподъемность – 12.2 тонн;
  • стрелково-пушечное вооружение (3 единицы).

Boeing CH-47 «Чинук»

«Чинук» блестяще зарекомендовал себя в ходе вьетнамской войны и поступил на вооружение 20 стран. Лицензию приобрели Италия (200 единиц) и Япония (54 единицы).

В кабине в лежачем положении умещаются 24 раненых. Боевые единицы способны ставить дымовые завесы, перевозить на внешних блоках сломанную технику. Один из самых надежных и удобных вертолетов, который использовался на протяжении долгих лет во множестве военных конфликтов.

Ми-28Н

Боевая ударная винтокрылая машина поступила в ВВС РФ в 1982 году. Разработка Московского вертолетного завода им. Миля. Противники нарекли Ми-28Н «Опустошителем». Вертолет начинен большим комплектом радиоэлектронного оборудования, которое легко модифицируется и дополняется новыми элементами.

Русское наименование – «Ночной охотник». Самый маневренный и быстрый вертолет, способный работать в ночное время. Крейсерская скорость – 265 километров в час, максимальная – 300.

Другие характеристики:

  • экипаж – 2 пилота;
  • 4 точки подвески вооружения;
  • нормальная взлетная масса – 10.9 тонн;
  • дальность полета – 450 километров, с ПТБ – более 1000 километров.

Ми-28Н не заменим при выполнении боевых операций в условиях слабой видимости и ночью, отлично показал себя в полетах на малых и сверхмалых скоростях. Юркому и устойчивому вертолету по плечу даже фигуры высшего пилотажа – петля Нестерова, бочка.

Ми-28Н

AW101

Противолодочный и транспортный вертолет, используемый также в гражданских целях. Совместная разработка английской и итальянской компаний. Эксплуатируется с 2000 года до настоящего времени ВВС многих стран. Наименование – Merlin.

Характеристики Мерлина:

  • экипаж – 2 пилота;
  • масса нагрузки – 5 тонн;
  • вооружение – стрелково-пушечное (до 5 единиц), ракеты, глубинные бомбы;
  • крейсерская скорость – 278 километров в час (максимальная 309).

Компания AgustaWestland создала несколько модификаций AW, которые практически не отличались скоростью. Вертолеты производились в Японии, Италии, Великобритании, США, Канаде.

AW101

Ми-24

Легендарный «Крокодил» (по версии НАТО – «Лань») спроектирован советскими конструкторами ОКБ Миля в далеком 1972 году. С тех пор находится в производстве и прочно удерживает второе место в мире по распространенности, уступая только американскому «Апачу».

Ударная машина, специально спроектированная для боевых действий одной из первых в мире. Используется для решения задач общевойскового характера – десантирования, перевозки грузов, раненых, огневой поддержки. Модификации – Ми-24А, Ми-24Д (600 единиц), Ми-24В (1000 единиц). Экспортная версия – Ми-35.

Характеристики Ми-24:

  • экипаж – 3 человека;
  • крейсерская скорость – 250 километров в час;
  • горизонтальная скорость полета – 335 километров в час;
  • вооружение – 4-6 точек подвески, ракеты, встроенное и подвесное стрелково-пушечное.

Особенности конструкции – уклон вправо вала несущего винта, уменьшающий углы крена вертолета, и крыло с отрицательным поперечным отклонением, которое увеличивает подъемную силу.

Крокодил стоял на вооружение ВВС 60 стран, вертолет участвовал во множестве войн и локальных конфликтов.

Ми-24

Ка-52

Ударно-разведывательный вертолет российского производства, созданный на основе машины Ка-50. Эксплуатируется ВВС с 2011 года. Получен заказ на 40 машин Ка-52 от Египта.

Ка-52, именуемый «Аллигатором», выполняет функции командирской машины, с борта осуществляется руководство боевыми вертолетами, проводится разведка и координация действий.

Характеристики:

  • крейсерская скорость – 260 километров в час, максимальная – 300;
  • экипаж – 2 человека;
  • боевая нагрузка – 2-2.8 тонн (4-6 точек подвески).

Кабина боевой машины защищена броней, мощное оружие на борту способно поражать бронированные цели. Экипаж получил возможность катапультироваться за счет установки кресел К-37-800М.

Ка-52

Ка-50

Созданный ОКБ Камова вертолет Ка-50 совершил первый полет в 1982 году, в 1995 году начал поступать в ВВС. Техническая особенность боевой машины, получившей название «Черная акула» – осное положение несущих винтов. Скоростные показатели:

  • крейсерская – 255;
  • максимальная – 310;
  • предельно допустимая – 350.

Еще одним важным нововведением стало сокращение экипажа до 1 человека. Предполагалось использовать боевую машину особым образом – проводить барражирование до получения сигнала на цель по закрытому каналу связи. Затем пилот наносит удар и уходит из зоны действия ПВО.

В 2009 году «Черную акулу» заменила модифицированная модель Ка-52.

Ка-50

AH-64

Знаменитый «Апач» (Apache) стоит на вооружении США с 1984 года. Машина оказалась такой удачной, что, несмотря на появление новых моделей вертолетов, остается востребованной и выпускается до сих пор. AH-64 сменил в ВВС США «Кобру», которая во время вьетнамской войны убедительно продемонстрировала преимущества этого вида боевых машин.

Характеристики машины:

  • экипаж – 2 пилота;
  • крейсерская скорость – 285 километров в час, максимальная – 300-350;
  • вооружение – пушка, управляемые и неуправляемые ракеты.

AH-64 – основной вертолет ВВС США, выполняет боевые задачи во всех точках мира, стоит на вооружении в 14 странах. К середине 2020 года выпущено уже 1650 единиц ударной боевой машины.

AH-64

Лидер – Eurocopter X3

Пока российские производители только обещают представить сверхскоростные вертолеты, европейский концерн Eurocopter создал и показал образец X3.

Экспериментальный аппарат класса винтокрыл кроме пятилопастного несущего винта имеет пропеллеры на крыльях. Отсутствие хвостового винта компенсируют боковые пропеллеры.

Скорость в 430 километров в час заявлена как крейсерская, вертолет X3 в 2013 году показал рекордный полет со скоростью 472 километра в час.

Eurocopter X3

Интересно: разработанный в 2010 году X3 так и не пошел в серийное производство, заказчиков у высокоскоростного вертолета не нашлось.

Пока одиночный образец Eurocopter X3 имеет статус музейного экспоната, но работы над совершенствованием винтокрыла компания продолжает.

Над увеличением скоростных характеристик вертолетов работают ведущие компании всего мира. Универсальность боевых машин делает их важным фактором в успехе военных компаний. В погоне за превосходством в воздухе пренебрегать преимуществом в скорости не желает никто.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий