В структурном элементе военной организации для обеспечения безопасности Белоруссии находится 367 реактивных систем залпового огня. Большую часть комплексов составляют РСЗО «Белград» БМ 21А/Б. Комплексы располагались в бывших соединениях армии СССР. После распада Союза стали главным вооружением Беларуси. Транспортное средство с установкой предназначено для уничтожения пехоты, военной техники и опорных пунктов.
Описание оружия
При распаде Советского Союза на территории Белоруссии осталось большое количество вооружения и военной техники. Парк включал в себя около трехсот систем залпового огня «Град». Машины зачислены на баланс белорусских Вооруженных сил, средства продолжали эксплуатировать в штатном режиме. Однако в средине девяностых стало понятно, вооруженные автомобили нуждаются в модернизации или полной замене.
«Старички Грады» уже практически выработали ресурсы, это касалось несущей базы на основе рамы лонжеронного типа «Уралов». Они были хорошими транспортными средствами, но белорусам хотелось более совершенного и желательно с дизельным двигателем. В связи с этим было принято решение заменить базовое авто. А также доработать вооружение БМ-21 и обновить систему, определяющую огневую мощь.
Программу по модернизации назвали «Белград», чье название было связано с исходной моделью и государством, которое разработало обновленный образец. В 1997 году над проектом начали работать несколько организаций, которые справились с поставленной задачей за 6 месяцев.
История разработки
Работой по проекту занимался научно-технический комитет Главного управления боевой подготовки, отдельные узлы создавали в белорусском ВУЗЕ ВА РБ и других компаниях. Трансмиссию, ходовую часть и механизмы управления транспортного средства предоставил Минский автомобильный завод. В качестве предприятия-изготовителя выступил Борисовский автозавод по ремонту радиоэлектронного вооружения.
Опытный образец изготовлен и вышел на испытания в конце 1997 года. В следующие четыре года проводили тестовые стрельбы, чистовую обработку деталей с целью получения точных размеров и малых шероховатостей поверхностей. Такие проверки были связаны со сложностями из-за внедрения современных функций. Проект завершили в начале 2001 года, и осенью усовершенствованные РСЗО участвовали в масштабных комплексных оперативно-тактических учениях «Неман».
В декабре 2001 года РСЗО «Белград» БМ 21А/Б официально стали на вооружение, а Борисовский завод начал серийные поставки транспортных средств. По существующей информации в последующие годы промышленность Белоруссии перестроила по новой программе большую часть имеющихся в армии «Градов». Но общую численность реактивных систем залпового огня сократили, отправили часть вооружения на хранение. По состоянию на 2020 год в активной эксплуатации находится около 130000 образцов БМ-21 разных версий.
Испытания
Тестирования прототипа усовершенствованного ракетного комплекса прошли 23 декабря 1997 года. В настоящее время до сих пор проводят доводку «Белорусского града». Узлы ходовой части, трансмиссию и механизм управления использовали с авто МАЗ-6317, что позволило инженерам немного изменить компоновку. Грузовая платформа теперь стала почти в два раза больше в сравнении со старым «Уралом».
Между кабиной и артиллерийской установкой конструкторы продумали установку стеллажей для 40-60 реактивных снарядов.
На данный момент специалисты рассматривают вариант размещения паллет на восемьдесят единиц вооружения. А также перезарядку пусковой установки без применения транспортно-заряжающего механизма для того, чтобы сократить подготовку ко второму залпу.
Конструкция и ее особенности
Боевое транспортное средство представляет собой комплекс ракетного вооружения, включающего в себя многозарядную пусковую установку и реактивные снаряды. Состоит из автомобильного шасси и артиллерийской части. Последняя отличается простым устройством и надежностью работы, отличной огневой мощью. Не требовательна в особом техническом обслуживании.
Артиллерия на шасси колесных транспортных средств обеспечивает высокий уровень тактической мобильности, в качестве транспортировочной основы выступает МАЗ-631705 с колесной формулой 6х6. Вездеход отличается солидным сцепным устройством, всеми коммуникационными соединениями, а также лебедкой с максимальным тяговым усилием 120 кН. Это значительно повышает боевые возможности самоходной машины с ракетной установкой на борту в песчаной, холмистой, болотистой и горной местности.
В транспортном средстве смонтировали комплект паллет для транспортировки и хранения от сорока до шестидесяти реактивных снарядов. Это позволяет сократить использование машин из состава реактивной системы залпового огня, предназначенных для заряжания/разряжания реактивных снарядов поштучно в направляющие основной техники. А также обеспечение минимальной готовности средства вооружения к нанесению огня по противнику.
В транспортном средстве с ракетной установкой «Белград» БМ 21а/б продумали механизированную зарядку пакета. Благодаря встроенному поворотному механизму с зубчатыми шестерней и внутренней поверхности погона, его разворот направляющих составляет 180 градусов. Боевое транспортное средство оснастили устройством для подъема и смещения тяжелых грузов с гидравлическим цилиндром. Домкрат обеспечивает выставление четкой горизонтальной позиции и установку артиллерийской части в боевом положении. Такое оснащение исключает раскачивание транспортного средства во время залпового огня. А также уменьшает разброс точек падения снарядов и наращивает точность стрельбы.
Применение и дальнейшие перспективы
Программу «Белград БМ-21А» начали разрабатывать из-за явных проблем с эксплуатацией шасси «Урала». Белорусские инженеры нашли хорошую замену «транспортному средству старичку», а выбранный комплект агрегатов трансмиссии и ходовой за счет улучшенных характеристик дало возможность увеличить количество боекомплекта. Кроме этого, разработчики улучшили в боевой машине средства стабилизации.
Современные системы оборудованы радиостанциями, средствами пожаротушения и расширенным боекомплектом. Это улучшает общие боевые параметры комплекса ракетного вооружения. Если посмотреть технические характеристики «Белград БМ-21А», можно увидеть поразительную схожесть с российским «Торнадо-Г». Здесь присутствует более совершенная система управления огнем со спутниковой навигацией и компьютером расчета. Благодаря модернизации, сухопутные войска смогут нарастить огневую мощь без необходимости траты лишних расходов.
Технические характеристики
БМ-21 поступила на вооружение в 1963 году, и в течение многих лет установка в технологическом плане не имела себе равных.
Модернизированная белорусами РСЗО «Белград» БМ 21А/Б имеет следующие технические характеристики:
Параметры | Значение |
Величина диаметра ствола, определяющая мощность оружия | 122 мм |
Дальность стрельбы обычным снарядом | 20 км 450 м |
Расстояние между точкой вылета и точкой падения снаряда увеличенной дальности | До 50 км |
Время полного залпа | 20 секунд |
Максимальный угол возвышения | 55 градусов |
Минимальный угол возвышения | 0 градусов |
Угол, образованный крайними положениями ствола при расположении на горизонтальном основании | вправо от оси – 70 градусов
влево от оси – 120 градусов |
Угол возвышения пакета направляющих с кабины | 20 градусов |
Длина | 9 м 450 см |
Ширина | 2 м 710 см |
Высота | 3 м 410 см |
Высота при выставлении максимального угла возвышения | 4 м 530 см |
Запас хода | 1000 км |
https://youtu.be/_Sas7ednIv4