Танк Т-90: история создания, основное вооружение, боевое применение

Т-90А
Танк Т-90А из состава сухопутных войск Российской армии перед проведением праздничного парада в Москве

Главной ударной силой российских сухопутных войск сегодня являются танки Т-72 и Т-90 сравнение которых с современными западными боевыми машинами на протяжении последних десятилетий считалось заведомо проигрышным для отечественных образцов бронетехники. Говорилось даже о безнадежном технологическом отставании России от лидеров мирового танкостроения. Тем не менее первый же опыт практического применения Т-90 показал, что столь пессимистические оценки были явно преждевременными – боевой потенциал этой машины достаточно высок и позволяет решать любые задачи в условиях современного боя.

История создания

В середине 80-х годов прошлого века военная промышленность СССР выпускала танки трёх моделей – Т-64, Т-72 и Т-80. Такое положение дел едва ли можно было считать нормальным. В конце концов, сама концепция основного боевого танка предполагает его универсальность и отсутствие необходимости одновременного изготовления и использования нескольких разных по своей конструкции машин. Чрезмерное модельное изобилие усложняло обучение войск и перенапрягало советскую экономику, которая и без того переживала в те годы серьезнейший кризис.

Следует отметить, что Министерство обороны СССР первоначально считало Т-64 и Т-80 машинами, подходящими для вооружения наиболее боеспособной части армии, в то время как Т-72 был создан в качестве «мобилизационного танка», приспособленного для массового производства в условиях военного времени. Именно поэтому на нём не было новейшего электронного оборудования, а в качестве силовой установки использовался «заурядный» дизельный двигатель, наследник мотора В-2, использовавшегося еще на Т-34.

Танки Т-72Б
Танки Т-72Б – непосредственные предшественники Т-90

В армии Т-64 и Т-80 показали себя довольно сложными в эксплуатации машинами. Экипажам и техническому составу требовалось немало времени для их освоения, но самым неприятной особенностью стала недостаточная надежность обоих танков. Нарекания вызывала как ходовая часть, так и двигатели этих боевых машин – двухтактный пятицилиндровый мотор Т-64 и газотурбинная силовая установка Т-80. На этом фоне куда более простой для обслуживания и в то же время надежный Т-72 со временем стал выглядеть довольно выигрышно.

По своим боевым возможностям «мобилизационный танк» поначалу уступал своим конкурентам, однако после создания модификации Т-72Б, у которой уже имелась динамическая броня и управляемое ракетное вооружение, этот разрыв существенно сократился. Кроме того, имелась возможность устранить его полностью – требовалось только установить на машину современное электронное оборудование.

В июне 1986 года советское правительство издало постановление об усовершенствовании Т-72Б. Выполняя полученное задание, конструкторы «Уралвагонзавода» первым делом установили на танк «Контакт-V», встроенную динамическую защиту нового образца. Получившаяся таким образом модификация боевой машины часто обозначается как Т-72БМ, но в документах используется другое наименование – «Т-72Б образца 1989 года».

В этом новом варианте танк всё еще отставал от Т-80, поскольку у последнего имелся комплекс управления оружием 1А45 («Иртыш»). Это оборудование нельзя было просто взять и перенести на Т-72, поскольку оно было несовместимым с автоматом заряжания. Пришлось провести целый ряд доработок, результатом которых стало создание комплекса 1А45Т.

«Объект 187»
«Объект 187» — опытный танк, разрабатывавшийся параллельно с будущим Т-90

Опытная машина, созданная на основе Т-72БМ и оснащенная переделанным КУО «Иртыш», получила заводское название «Объект 188». Параллельно создавался еще и «Объект 187» с улучшенной схемой бронирования, измененным корпусом и новым орудием 2А66. Этот проект выглядел еще более многообещающим, но в силу различных причин (в основном, видимо, финансовых) дальнейшего развития не получил.

Государственные испытания «объекта 188» начались в 1989 году. Они проводились одновременно в различных климатических условиях – в Подмосковье, в южной части Казахстана и близ Кемерово. Проверка была довольно жесткой, с длительным использованием техники на предельном режиме эксплуатации. В конце марта 1989 года машину рекомендовали принять на вооружение под обозначением Т-72БУ («усовершенствованный»).

Началу серийного производства нового танка помешали несколько событий. Первым из них стала война в Персидском заливе, после которой стало ясно, что советская бронетехника нуждается в усилении защиты от управляемых средств поражения. Для этого на «объект 188» решили установить ТШУ-1 «Штора» — комплекс, создающий активные помехи для противотанковых ракет в оптическом и электронном диапазоне.

Работы продвигались довольно успешно, но тут произошло следующее неприятное событие – распался СССР, вместе с которым прекратила свое существование и Советская армия. Острейший экономический кризис и нарастающий хаос, разумеется, не способствовали успешному завершению проекта «объект 188». В этих сложных условиях определенную роль сыграло вмешательство Б.Н. Ельцина, первого российского президента.

Т-90 после попадания ПТУР
Т-90 образца 1992 года после прямого попадания ПТУР. Повреждения машины оказались минимальными

Модернизация боевой машины стала для этого политика своеобразным элементом саморекламы. «Новой России» требовалось каким-то образом доказать свою «дееспособность», умение не просто эксплуатировать наследство, доставшееся от СССР, но и создавать нечто новое, такое, чего еще не было. Отсюда, видимо, и возникла идея о превращении «объекта 188» в «первый российский танк». Неудивительно, что вместо прежнего названия Т-72БУ машина получила наименование Т-90, что позволяло считать её не модернизированной, а полностью новой.

На вооружение этот танк был принят 5 октября 1992 года, спустя всего шесть дней после того, как на «Уралвагонзаводе» подготовили к повторным испытаниям первый экземпляр улучшенного «объекта 188». До конца 1992 года успели изготовить 13 боевых машин – первую «установочную» серию. После этого выпуск Т 90 продолжался вплоть до 1998 года, но весьма вялыми темпами. Нужный «политический эффект» был получен, а вопросы обеспечения армии современной техникой тогдашнее руководство России практически не интересовали.

Роковым событием в судьбе Т-90 мог стать печально знаменитый «дефолт» в августе 1998 года, из-за которого серийное производство танка пришлось остановить – и без того крайне скудное финансирование почти полностью прекратилось. К этому моменту на вооружении армии имелось всего только 120 таких машин – ничтожно мало по сравнению с потребностями.

Планы по возобновлению выпуска Т-90, по всей видимости, у правительства всё же имелись. На это косвенно указывает последовавшее в 1999-м решение о присвоении танку дополнительного наименования «Владимир» — в память о Владимире Ивановиче Поткине, конструкторе, внесшем наибольший вклад в создание машины.

Поткин, главный конструктор Т-90
Владимир Иванович Поткин, главный конструктор танка Т-90

Спасла «первый российский танк» Индия, подписав в феврале 2001 года контракт на поставку крупной партии Т-90 для нужд своих вооруженных сил. Следует отметить, что возможность экспорта танка предусматривалась изначально – именно с этой целью была создана модификация Т-90С. Представители Индии «присматривались» к новой машине практически с момента её появления, так что подписание контракта являлось не случайной удачей, а результатом многолетних переговоров и консультаций.

Улучшение экономической обстановки в стране и финансовые средства, полученные от экспортных поставок, позволили «Уралвагонзаводу» в 2004 году возобновить серийное производство танков для Российской армии, на этот раз в модификации Т-90А. Выпуск этих боевых машин продолжался вплоть до 2011 года, но о «вытеснении» из сухопутных войск старых, созданных еще в СССР, танков Т-72 и Т-80 по-прежнему не приходится.

После того, как в 2015 году во время парада на Красной площади был показан новейший танк Т-14 «Армата», могло показаться, что в истории «Владимира» поставлена завершающая точка, однако этого не произошло. Недавнее появление новых модификаций Т-90АМ и Т-90СМ указывает на то, что потенциал модернизации машины не исчерпан.

Конструкция боевой машины

Т-90 является основным боевым танком. Это обозначает, что он мог бы стать единой универсальной моделью, пригодной для оснащения всех подразделений, входящих в Сухопутные войска. Конструкция машины и её вооружение позволяют применять танк Т 90 в любой климатической зоне и успешно решать все поставленные командованием задачи.

Компоновка

Место механика-водителя Т-90С
Место механика-водителя танка Т-90С ранней серии. На переднем плане – рычаги управления поворотами

В передней части Т-90 размещено отделение управления, где находится рабочее место механика-водителя танка. Первоначально поворачивать машину приходилось при помощи «традиционных» рычагов. Начиная с модификации Т-90М, в отделении управления появился намного более удобный штурвал.

Средняя часть танка отведена под боевое отделение. Здесь находится вращающаяся башня, в правой части которой установлено место командира экипажа, а в левой – кресло наводчика. Кроме того, внутри боевого отделения размещается основное вооружение танка и почти весь боекомплект.

Задняя часть Т-90 занята моторно-трансмиссионным отделением. Здесь находится дизельный двигатель и гидромеханическая коробка переключения передач.

Таким образом, компоновка Т-90 – классическая. От танков западного производства её отличает в основном доведенный до минимума внутренний объём, составляющий всего 11 кубических метров. Чтобы достичь такого результата, конструкторам пришлось существенно увеличить плотность размещения различных агрегатов и узлов. В итоге Т-90 стал намного более компактным, чем танки стран НАТО или Израиля.

Бронирование

Корпус танка Т-90 изготовлен из высокопрочной стали особой марки, все элементы соединены между собой при помощи сварки. Толщина брони неравномерна, наиболее защищенной является передняя проекция. Башня, начиная с модификации Т-90А, также сделана сварной, однако на танках экспортных серий Т-90С она была литой.

Верхняя лобовая бронеплита наклонена под углом в 68 градусов (такой же особенностью отличаются и другие танки, разработанные в послевоенные годы в СССР).

Башня Т-90А
Размещение элементов защиты на башне танка Т-90А

Следует отметить, что на Т-90 применено многослойное комбинированное бронирование передней части корпуса и башни. Бортовые проекции и крыша защищены несколько слабее. Они лишь частично состоят из комбинированной брони.

Уровень защиты лобовой проекции Т-90 при попадании бронебойного подкалиберного снаряда эквивалентен тому, который обеспечивала бы гомогенная стальная плита толщиной в 830 миллиметров. Это далеко не так много, как, например, на танке М1 Abrams, однако у «Владимира» есть еще и дополнительная динамическая защита. Её элементы устанавливаются на верхней лобовой детали корпуса, верхней части башни и на бортовых экранах. Динамическая защита предотвращает поражение танка как кумулятивными боевыми частями современных гранатометов и противотанковых управляемых ракет, так и бронебойными подкалиберными снарядами.

Силовая установка

«Исходный» двигатель танка Т 90 — это В-84С. Его максимальная мощность которого составляла 840 лошадиных сил. Появившийся в 2004 году Т-90А получил более современный мотор В-92С2. Использование турбонагнетателя и ряд других усовершенствований позволили довести мощность силовой установки до 1000 л.с.

В 2011 году на Т-90СМ впервые был установлен опытный двигатель В-92С2Ф (исходное название – В-93). Мощность мотора составила 1130 л.с. «Доводка» этой силовой установки закончилась в 2017 году. По всей видимости, таким же двигателем (или его еще более новым вариантом В-99) будут оснащаться танки Т-90АМ для Российской армии.

Все эти моторы многотопливные. Они 12-цилиндровые и четырехтактные, с V-образной конструктивной схемой и непосредственным впрыском.

Двигатель В-92С2
Двигатель В-92С2

Трансмиссия и ходовая часть

Ранние танки Т-90 оборудовались гидромеханической коробкой переключения передач. На Т-90МС, как сообщается, вместо этого устанавливается «коробка-робот» — более передовое устройство, автоматически подбирающее оптимальный режим работы трансмиссии. При этом сохранен прежний набор передач – семь вперед и одна назад.

Ходовая часть Т-90 была скопирована с танков Т-72Б без изменений. Усовершенствования выполнялись, начиная с модификации Т-90А. Подвеска – индивидуальная торсионная. На трёх её узлах имеются гидравлические амортизаторы, обеспечивающие плавность движения даже при поездке по сильно пересеченной местности. Компоновка ведущих колес – задняя (как и у Т-72).

Средства наблюдения и связи

Для наблюдения за окружающим пространством командир экипажа может использовать прицельно-наблюдательный комплекс Т01-К04, представляющий собой часть системы управления огнём. Механик-водитель располагает прибором ТНПО-168, при помощи которого обеспечивается довольно широкий угол обзора, что облегчает управление танком. Допускается замена ТНПО-168 на ТВН-5 – активно-пассивный прибор ночного видения.

Поздние модификации Т-90 оборудовались телевизионной системой, предназначенной для обзора задней полусферы. Она позволяет механику-водителю двигаться задним ходом без посторонней помощи, в то время как другие члены экипажа получили возможность своевременно заметить угрозу, исходящую из непосредственного «тыла».

Радиостанция «Арбалет-50К»
Радиостанция «Арбалет-50К» для командирских вариантов танка Т-90

Связь на обычном танке осуществляется при помощи ультракоротковолновой радиостанции (Р-163-50У). Максимальная дистанция – 20 километров. Командирские машины комплектуются коротковолновой радиостанцией «Арбалет-50К» с дальностью действия в 50 км.

Комплекс вооружения

Для выполнения поставленных командованием задач танк Т-90 может использовать обычные снаряды, управляемые ракеты и пулеметы. Кроме того, на борту имеется небольшой комплект вспомогательного вооружения. Применять его следует уже после того, как экипаж покинет выведенную из строя боевую машину.

Артиллерийское оружие

Основным вооружением танка Т-90 является 2А46М, пушка с гладким стволом, использующаяся также в качестве пусковой установки для управляемых ракет. У этого орудия со временем появлялись новые модификации. В частности, на Т-90А устанавливалась пушка 2А46М-5, а на Т-90МС допускается использование 2А46М-6.

Баллистические характеристики этого орудия позволяют вести огонь осколочно-фугасными снарядами на расстояние до 10 километров, однако при этом не обеспечивается прицеливание. Поэтому стрельба обычно осуществляется на следующие дальности:

  • Осколочно-фугасными снарядами – до 4000 метров;
  • Бронебойными подкалиберными снарядами – до 3000 метров;
  • Кумулятивными снарядами – до 3000 метров.

Орудие стабилизировано в двух плоскостях, что позволяет вести огонь в движении. Имеется система, определяющая изгиб ствола из-за нагрева при выстрелах и вносящая соответствующие поправки в ходе прицеливания. Пушка сопряжена с автоматом заряжания, которым управляет командир экипажа.

Танковое орудие 2А46М
Ранняя модификация танкового орудия 2А46М

Боекомплект к орудию состоит из сорока двух выстрелов. Часть из них — это управляемые ракеты. Сколько именно их берется на борт, определяет командир экипажа. Двадцать два выстрела помещаются в карусель автомата заряжания, остальные хранятся в различных боеукладках, находящихся внутри корпуса и башни.

Управляемые ракеты

В боекомплект Т-90 входят противотанковые ракеты «Инвар-М», запуск которых выполняется через ствол пушки. Наведение – полуавтоматическое, с необходимостью удержания лазерного луча непосредственно на цели. Характеристики комплекса позволяют запускать ракеты во время движения (скорость – не более 30 км/ч). Скорость перемещения цели может достигать семидесяти километров в час.

Дальность поражения достигает пяти километров, то есть намного больше, чем при ведении огня обычными снарядами. Вероятность попадания почти стопроцентная.

Дополнительное оружие

Танки Т-90 оснащаются двумя пулеметами. Один из них – это ПКТМ, спаренный с гладкоствольной пушкой. Калибр пулемета – 7,62 мм, питание – ленточное. Боекомплект достигает двух тысяч патронов (восемь лент).

Второй пулемет – крупнокалиберный (12,7 мм). Вначале это был «Утёс» (НСВТ), впоследствии Т-90 получил более новый пулемет «Корд» (6П49). Основное предназначение этого оружия – защита от вертолетов и штурмовиков противника. Наведение на цель – дистанционное, с использованием электромеханического привода. Количество патронов – до трёхсот (две ленты).

Вспомогательное вооружение – это десять гранат Ф-1, укороченный вариант автомата Калашникова и ракетница для подачи сигналов при неисправной связи.

Система управления огнём

Система управления огнем Т-90
Схема системы управления огнем танка Т-90

Первоначально танки Т-90 оборудовались комплексом управления огнем «Иртыш» 1А45Т. Наряду с телевизионной системой, обеспечивающей задний обзор, командирской «панорамой» и прицелом ночного видения в этот комплекс входила система управления огнем 1А42. С её помощью осуществлялся поиск целей, передача данных от командира к наводчику, прицеливание, внесение необходимых поправок и ведение стрельбы.

Программное обеспечение и электронное оборудование позволяют учитывать не только скорость движения самого танка и цели, но и крен в момент выстрела, воздействие влажности воздуха, ветра и других внешних факторов. При этом обеспечивается точное наведение на цель не только орудия, но и спаренного пулемета – такой возможности у танков Т-64 и Т-80 не имелось.

Т-90МС и Т-90АМ оснащаются еще более совершенной системой управления огнём «Калина», позволяющей реализовать самую оптимальную на сегодняшний день схему ведения боя «охотник- стрелок». Кроме того, танки с такой СУО могут использоваться в рамках реализации концепции «сетецентрической войны», обеспечивающей хорошее взаимодействие отдельных машин и целых танковых соединений на поле боя.

Средства защиты и маскировки

С целью предотвращения поражения танка управляемыми ракетами с лазерным наведением Т-90 оснащается комплексом «Штора-1». Главной частью этого комплекса является станция оптико-электронного подавления. Она создаёт ложную подсветку, уводящую ракету, выпущенную по танку, в сторону от цели.

Элемент комплекса «Штора» на Т-90С
Один из элементов комплекса «Штора» на Т-90С

Если атакующий управляемый боеприпас использует наведение по отраженному лучу, можно воспользоваться системой постановки завес. Она фиксирует факт облучения танка лазером и может, действуя в автоматическом режиме, выпустить в опасном направлении специальную аэрозольную гранату 3Д17, создающую маскировочное «облако». При использовании полуавтоматического режима решение о применении 3Д17 принимает командир экипажа.

Тактико-технические характеристики

Танк Т-90 с годами становился всё более совершенным, и его технические характеристики улучшались. Тем не менее основные показатели оставались более или менее постоянными:

Боевая масса 46,5 тонны
Длина танка 6,86 м по корпусу, 9,53 м с учетом пушки
Ширина 3,78 м
Высота 2,23 м
Клиренс 0,404-0,467 м на Т-90А, 0,426-0,492 м на Т-90С
Ширина колеи 2,79 м
База 4,27 м
Скорость по шоссе До 70 км/ч
Скорость по пересеченной местности До 50 км/ч
Запас хода по пересеченной местности От 345 до 520 км
Запас хода по шоссе 550 км (с внешними баками – до 650 км)
Максимальный угол наклона при подъеме 30 градусов
Глубина преодолеваемого брода 1,2 м
Ширина преодолеваемого рва До 2,8 м
Преодолеваемая стена До 0,85 м

Максимальная скорость, приведенная в таблице, достигается на модификации Т-90АМ, у более ранних танков она составляла до 65 км/ч по шоссе и до 40 км по пересеченной местности. Цена экспортных танков Т-90С составляла около 2,5 млн. долларов, в то время как у наиболее новой модификации Т-90МС этот показатель вырос до 4,5 млн. долларов (примерно 288 млн. рублей). Для сравнения можно отметить, что французские «Леклерки» могут стоить до 10 млн. евро.

Модификации танка Т-90

Т-90МС
Т-90МС – одна из последних модификаций российского танка

Серийное производство Т-90 начиналось с базовой модификации («объект 188»). Такие машины выпускались в следующих вариантах:

  1. Т-90К. Командирский танк с расширенным радиооборудованием (добавлена коротковолновая станция «Арбалет-К»);
  2. Т-90С. Первый экспортный вариант танка. Основное отличие от базовой модели – замена комплекса «Штора-1» на дополнительные модули активной защиты. Для Индии выпускался под обозначением Bhishma;
  3. Т-90СК – экспортный командирский вариант.

Следующая модификация танка получила обозначение Т-90А. Её серийное производство началось в 2004 году. Выпуск боевой машины осуществлялся в следующих вариантах:

  1. Т-90АК. Командирский танк на основе Т-90А. Одно из главных отличий от Т-90К – наличие системы тактического управления;
  2. Т-90СА. Экспортный вариант Т-90А. Строился для вооруженных сил Алжира;
  3. Т-90СКА. Командирский экспортный вариант.

Модификация Т-90АМ была создана в рамках реализации программы «Прорыв-2».Эти боевые машины получили новую систему управления огнем и модернизированное орудие 2А46М-5. Кроме того, на крыше башни была размещена установка «УДП Т05БВ-1» для ведения огня по воздушному противнику. На Т-90АМ уже имелась «коробка автомат» и штурвал вместо привычных рычагов управления. Экспортный вариант Т-90АМ получил обозначение Т-90СМ.

Т-90М
Танк Т-90М с элементами дополнительной защиты и новым орудием

Дальнейшее развитие программы «Прорыв» позволило конструкторам «Уралвагонзавода» создать новейшую модификацию танка Т-90М и её экспортный вариант Т-90МС. Главным отличием Т-90М от своих непосредственных предшественников стал обновленная конструкция башни с пушкой 2А82-1М. Такое же орудие устанавливается на танк Т-14 «Армата». Следует, впрочем, отметить, что экспортный вариант комплектовался прежней пушкой – 2А46М-5.

Сравнение с иностранными аналогами

Главное, что отличает Т-90 от большинства иностранных танков – это сравнительно небольшие габариты и вес. Боевая масса одной из последних модификаций российской боевой машины, Т-90МС, не превышает 48 тонн, в то время как его главный «потенциальный противник», американский M1 Abrams, весит более 63 тонн.

Примерно такой же массой обладают и два других широко известных западных танка, немецкий «Леопард 2» и английский «Челленджер». Своего рода «чемпионом» выглядит израильская «Меркава» — 70 тонн.

Основная причина столь значительного разрыва в весе – это отсутствие у иностранных танков автомата заряжания орудия. Из-за этого приходится включать в состав экипажа еще одного человека и существенно увеличивать забронированный объем.

Исключением на этом фоне выглядит французский танк «Леклерк» — он также оснащается автоматом заряжания, и поэтому весит намного меньше, чем его «собратья по НАТО» — 54,6 тонны (поздние модификации – до 57 тонн).

Огромная масса и большие габариты могут, конечно, производить сильное внешнее впечатление на плохо подготовленного противника, но в действительности подобные качества никак нельзя считать положительными.

Танк «Меркава 4»
Израильский танк «Меркава 4». Боевая масса – свыше 70 тонн

Западные танки намного сложнее перевозить по любым дорогам, перебрасывая их вдоль фронта или с одного театра военных действий на другой. Неудивительно, что специалисты по логистике из стран НАТО, прекрасно зная, сколько весит танк Т 90, могут разве только позавидовать подобным показателям.

Большие размеры иностранных машин, особенно в боковой проекции – это настоящий подарок для партизанских формирований, вооруженных гранатометами и ПТУР – необходимо учитывать, что именно с таким противником приходится воевать современным армиям.

Вообще говоря, традиционные для западной прессы заявления о сокрушительном технологическом перевесе американского или немецкого танкостроения над российским плохо сочетаются с необходимостью ручного перезаряжания пушки. В скором будущем, когда на поле боя появятся машины с необитаемой башней или полностью беспилотные танки, отсутствие автомата и вовсе нельзя будет выдать за преимущество, как это делается сегодня в пропагандистских целях.

На Западе по непонятным причинам распространено мнение о том, что их танки обладают более высокой огневой мощью по сравнению с Т-90. В действительности баллистические характеристики иностранных пушек калибра 120 мм практически никак не отличаются от показателей 125-мм орудия 2А46М-5. Единственным реальным преимуществом можно считать наличие в боекомплекте американских «Абрамсов» подкалиберных снарядов с сердечниками из обедненного урана.

Еще одно характерное отличие Т-90 (как и других российских ОБТ) – это возможность запуска управляемых ракет через ствол орудия. Ничего подобного на серийных западных машинах нет и сегодня. Совершенно очевидно, что это обеспечивает Т-90 определенный перевес в бою на дальней дистанции.

Танк «Леклерк»
Французский «Леклерк» — самый лёгкий и при этом самый дорогой западный танк

Практическое применение Т-90

Несмотря на то, что первые танки Т-90 были изготовлены еще в 1992-м году, на протяжении двух с лишним десятилетий эти машины не участвовали в каких-либо реальных боевых действиях. Видимо, их было просто слишком мало. В «нулевые» годы сотнями Т-90 располагала только Индия (к сегодняшнему дню счет идет уже на тысячи), однако крупномасштабного конфликта между этой страной и соседним Пакистаном, к счастью, удалось избежать.

Правда, в этом «индийском» случае можно было наблюдать бесконтактное противостояние между Т-90С и украинскими танками Т-80УД, которые приобрело правительство Пакистана. Сообщения об эксплуатации обеих боевых машин довольно противоречивы. Известно, в частности, что Т-90 продемонстрировали несколько более высокую техническую надежность в ходе эксплуатации.

Вопреки многочисленным сообщениям в социальных сетях, в ходе военного конфликта на востоке Украины, начавшегося в 2014 году, Т-90 не использовался и в поединки с Т-64 не вступал.

На поле боя «Владимир» впервые появился в Сирии. Начиная с 2015 года в эту страну, где всё ещё продолжается гражданская война, были направлены до 30 Т-90А. Использовались они, как правило, во вторых эшелонах правительственных войск, выступая, таким образом, в качестве САУ. Эта тактика позволила не подпускать к танкам вражеских гранатометчиков.

Тем не менее иногда террористам удавалось выпустить по Т-90 противотанковые управляемые ракеты. Чаще всего они не достигали цели – комплекс «Штора» оказался весьма эффективным средством защиты. В ряде случаев ракеты всё же попадали в танк – и тут хорошо показала себя динамическая защита. Известен лишь один достоверно подтвержденный эпизод, в ходе которого попадание ПТУР в Т-90 привело к гибели члена экипажа (механика-водителя).

Т-90 в Сирии
Один из танков Т-90, применявшихся в Сирии

В течение периода с 2015 по 2020 год в Сирии, по данным западной прессы, было потеряно 6 танков Т-90. Один из них (по другим данным, два) захватили террористы из-за оплошности правительственных войск. По версии сирийского командования, реальных потерь было вдвое меньше, просто несколько боевых машин получили повреждения и после их устранения вернулись в строй.

В целом информации о применении Т-90 очень немного. Во всяком случае, этот танк оказался намного более защищенным от ПТУР, чем использовавшиеся на севере Сирии немецкие «Леопарды 2» или американские «Абрамсы».

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий