ТОП 10 лучших танков Второй мировой войны

1522162476_2cdb5277843430b019abcef913a3941a073173e5 Танки

Танковые войска появились на полях сражений еще в конце Первой мировой войны. В те годы танки были еще неуклюжими. Они напоминали спичечные коробки, на которых надели гусеницы. Тем не менее, боевые машины прекрасно проявили себя в битвах. К началу Второй мировой баталии они изменились до неузнаваемости. Они во многом решили исход военных действий в пользу антигитлеровской коалиции. Ниже представим лучшие танки Второй мировой войны по оценкам специалистов.

Panzerkampfwagen III (PzKpfw III)

Боевая машина, также известная как Т-III, представляла собой танк, имевший орудие калибра 37 миллиметров. У него была 30-миллиметровая броня с каждой стороны. Основная функция – быстроходность (по шоссе давал 40 километров в час). Другие плюсы танка – отличная оптика, оптимально расположенные места для экипажа, радиостанция. Имея все это, «Панцеркампфвагены» вели успешные бои с более тяжелыми машинами. 

thumb-1920-673067

Однако, когда у противников появились новые, более совершенные машины, «тройка» стали им заметно уступать. В результате немецкие конструкторы утяжелили калибр танковой пушки, сделав ее 50-миллиметровой. Кроме того, танк закрыли навесными экранами. В итоге это дало результаты, PzKpfw III воевал еще годы. Но в 1943 году производство боевых машин было остановлено, поскольку специалисты посчитали, что танк невозможно более модернизировать. За всю историю в Германии выпустили 5 тысяч Т-III.

Танк «Пантера» (PzKpfw V Panther)

«Пантера» разработана в 1943 году фирмой MAN и впервые применена в Курской битве. Германские инженеры стремились создать массовый танк, который был бы прост и дешев. Танк стал конкурентом советского Т-34 и «американца» Sherman.

Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ, она имела очень толстую броню толщиной до 80 миллиметров. Вражеские снаряды отскакивали от корпуса танка. Правда, на бортах броня была более тонкая, поэтому советские танкисты старались бить именно в эту «ахиллесову пяту».

PzKpfw V Panther

Машина имела орудие 75 миллиметров, его мощность не уступала 88-миллиметровой пушке «Тигра». Бронебойные снаряды за первую секунду успевали пролететь километр. Поэтому боевая машина была способна поразить почти каждый танк врага на дистанции свыше двух километров. По скорости образцы выигрывали у Т-34 – на шоссе могли разогнаться почти до 60 километров в час.

Другое дело, что «Пантеры» дорого обходились германской промышленности. К тому же их обслуживание оказалось делом непростым. Немецкая экономика не смогла в должной мере наладить их производство. Тем не менее, за годы войны произведено порядка 6 тысяч Panther.

Даже в марте 1945 года, во время боев в Венгрии, несколько сотен «Пантер», оборудованных приборами ночного видения, атаковали части Красной армии под озером Балатон. Правда, техническая новинка в сражении их не спасла.

Танк ИС-2 («Иосиф Сталин»)

Боевая машина «Иосиф Сталин-2» стала достойным ответом «Тигру» от советской военной промышленности. Его выпустили в свет в 1943 году. Он стал мощнейшим и самым бронированным из боевых машин СССР военного периода и одним из лучших в мире на то время. Инженеры из Советского Союза добились создания экономичной конструкции.

Танк ИС-2

Масса боевой машины была сравнима с весом «Пантеры», при этом танк был защищен броней гораздо лучше. Толщина брони достигла миллиметров. Пушка была невероятно сильная по огневой мощности, калибр достигал 122 миллиметров. Его снаряды простреливали машины Вермахта насквозь, пробивали кирпичную кладку и сносили дома целиком. Вооружение дополнял пулемет ДШК калибра 12,7 миллиметра, располагавшийся на башне. Пулеметные пули не давали врагу передохнуть даже за толстыми стенами зданий.

Поэтому ИС-2 играли важную роль в сражениях 1944-1945 годов, особо отличались при штурмовых операциях, например, в больших городах. Тактические действия при этом заключались в следующем. В городе действовали штурмовые группы из 1-2 машин вместе с ротами, состоявшими из автоматчиков, снайпера, а иногда и огнеметчика. Танки при этом просто сметали сопротивление фашистов и вместе с сидящими на них солдатами прорывались по улицам на площади, скверы, в парки. Здесь была возможность устроить круговую оборону.

p1_2356122_bec692ed

К минусам ИС-2 относилось слишком плотное размещение топливных баков в рубке управления. Если вражеский снаряд пробивал броню, команда чаще всего погибала. Наибольший риск выпадал на долю механика-водителя – у него не было своего люка, поэтому вылезли из машины он не успевал.

К тому же в действующие войска в спешке направлялось много ненадежных образцов, должным образом не прошедших испытания. Проблема была решена только с модернизацией модели, которая завершилась к 1945 году. Танк-освободитель народов Европы от фашизма стал символом Победы. Советская армия использовала его почти 50 лет.

Panzerkampfwagen IV (PzKpfw IV)

Panzer IV поступил в действующую германскую армию в 1939 году. Он стал наиболее массовым из немецких танков военного периода, было построено 8700 боевых единиц.

Сочетал в себе все плюсы легкого Т-III, к тому же имел более мощное орудие и был лучше защищен. Лобовая броня имела толщину до 80 миллиметров, снаряды калибром 75 миллиметров спокойно прошивали броню вражеских боевых машин.

Panzerkampfwagen IV

Однако у боевой единицы были уязвимые места – борта и корма с очень тонкой броней (сначала толщина была всего 30 миллиметров). Кроме того, создатели не оборудовали наклонные броневые листы, для технологичности и комфорта для экипажа.   

Принимал участие во многих сражениях Второй мировой в районах с различными боевыми условиями. Он стал наиболее массовой боевой машиной Вермахта. Он был столь же популярен у гитлеровцев, как «Шерман» в американской армии или Т-34 у советских войск. Имел хорошо отработанную и в целом надежную в использовании конструкцию. В первый период войны он имел преимущество над танками стран антигитлеровской коалиции.

Правда, в поединках с Т-34 и с «Шерманом» пушка PzKpfw IV была бессильна. Только в 1941 году немцы усовершенствовали модель, оснастив ее новой скорострельной пушкой и более сильной броней. Это помогло улучшить его боевые характеристики. Несмотря на это, свыше 7 тысяч Panzerkampfwagen IV были подбиты в сражениях Второй мировой войны. Тем не менее, «четверки» использовались в войсках Франции и Чехословакии до начала 1950-х годов и участвовали в Арабо-Израильской войне 1967 года.

Танк M4 Sherman («Шерман»)

Главный танк американской армии в период Второй мировой войны, отлично зарекомендовал себя на полях сражений. Он повоевал и на советско-германском фронте, машины поставлялись в Советский Союз по ленд-лизу с 1942 года. Всего союзники поставили Красной армии 3600 танков.

Танк M4 Sherman

Кстати, «Шерманы» очень понравились офицерскому составу советских войск. На них даже пересели элитные советские части, например, 10-й гвардейский механизированный корпус. Однако популярность пришла к боевой единице только после массового применения в 1944 году, во время открытия «второго фронта» в Нормандии.

Для того времени у «Шермана» была хорошая огневая мощь, надежное бронирование, высокая подвижность. При этом был надежен. Американская боевая машина стала первой из танков, имевшей гидравлический привод башни, поэтому повысилась точность наведения орудия. Кроме того, появился стабилизатор нахождения пушки в вертикальной плоскости.

«Шерман» был первым танком с гидравлическим приводом башни (это обеспечивало особую точность наведения) и стабилизатором пушки в вертикальной плоскости. По отзывам танкистов, в дуэлях боевых машин их выстрел стал бы первым. К плюсам Sherman относился и пониженный шум двигателя, благодаря чему танк можно было использовать в скрытных операциях, например, в разведывательных рейдах.

m4-sherman-sherman-sredniy-3996

Интересно, что к началу войны Соединенные Штаты имели в строю всего 50 танков, но уже во время Второй мировой смогли создать оптимальную боевую единицу. К 1945 году изготовили 49 тысяч «Шерманов» самых разных модификаций. К таковым относились:

  • «Светлячок», применявшийся для охоты на танки противника, вооружение его состояло из 17 фунтовой пушки;
  • «Джамбо» – машина с тяжелой броней, штурмовой вариант;
  • «Дюплекс Драйв», танк-амфибия, умевший преодолевать водные преграды.

Конечно, были у танка и минусы. Изначально их орудия были довольно слабые, не могли пробить броню немецких «Тигров» и «Пантер». Недостаток удалось ликвидировать путем выпуска новой модификации M4A3E8 Sherman Easy 8. Боевая единица получила сильный двигатель, дающий возможность быстро двигаться. Танк обрел новые, усовершенствованные гусеницы, подвеска была доработана, появилась новая пушка калибра 76 миллиметров, которая пробивала вражескую броню.

111

Однако все же «Шерман» был довольно неуклюж – он заметно проигрывал в скорости Т-34, имея сходное вооружение. После второго мирового конфликта они продолжали применяться на полях сражений.

Его использовали в ближневосточном противостоянии, здесь он действовал вплоть до 70-х годов 20 века. Отдельными образцами вооружалась армия Чили в конце двадцатого столетия.

Panzerkampfwagen VI Ausf. B Tiger II, «Тигр II»

После появления у Красной армии тяжелого танка ИС-2, Вермахт задался целью создать конкурента советскому «монстру». Такой боевой машиной стал Tiger II, он же «Королевский тигр». Боевое крещение принял во время высадки союзников в Нормандии, батальон новых «Тигров» в первом же столкновении подбил 12 «Шерманов».

tigr-ii-panzerkampfwagen-vi-ausf-b-konigstiger-korolevskii-t

По сути, танк стал новой модификацией «Тигра» первого. Его оборудовали специальной броней наклонного типа, добавили крупную пушку большего, чем ранее, калибра. Кроме того, на танк поставили улучшенный двигатель. Таким образом, боевую единицу усовершенствовали сразу в разных плоскостях.

По некоторым оценкам, именно улучшенная модификация «Тигра» сделалась наиболее мощной машиной Второй мировой баталии, танк был способен радикально склонить чашу весов в другую сторону. Правда, сконструировали его довольно поздно, ближе к концу войны. О серьезности танка говорит следующее: танкист Вермахта Курт Книспел выиграл на нем 168 боев! Сегодня экземпляр боевой единицы можно увидеть в музее Парка «Патриот» в Подмосковье.

Танк Т-34-85

Боевая машина создана в условиях военного времени в СССР. Она стала улучшенной модификацией танка «тридцатьчетверки». Конструировали новый танк при нехватке ресурсов и деталей, по старым технологиям, на заводах, эвакуированных в восточную часть страны. Часто эти предприятия изначально не были предназначены для создания военной бронетехники.

Танк Т-34-85

Несмотря на все препятствия, танк приобрел легендарный статус, поступив в войска в 1944 году. На базовой модели Т-34 не хватало огневой поддержки, поэтому атаки осуществлялись волнами. На модифицированном варианте поставили орудие калибром 85 миллиметров. Обновленная броня выдерживала попадание 37-миллиметровой пушки. Кроме того, появилось оборудованное помещение для команды танка, установлено переговорное устройство. Поэтому боевые машины остались на вооружении советской армии и после окончания военных действий. Создано свыше 25 тысяч боевых машин данной модификации.

Доработанный образец Т-34 был серьезным противником для тяжеловооруженных, но медлительных фашистских «Тигров». Машины Вермахта значительно отставали от советских конкурентов в скорости и проходимости. Также Т-34-85 были просты в обслуживании и ремонте. Танкисты Красной армии быстро освоили новую машину, стали в полной мере использовать ее скоростные и огневые качества. Новый танк полностью оправдал возложенные на него надежды.

По совокупности боевых характеристик именно Т-34-85 считается одним из самых эффективных танков войны.

Танк КВ-1 («Клим Ворошилов»)

Боевая машина, созданная перед Великой Отечественной, участвовала еще в Советско-Финской войне. После немецкого нападения на СССР танк был грозой для гитлеровцев. Ни в одной армии мира в 1941 году не было оружия, способного на равных противостоять КВ-1.

Танк КВ-1

Танк был два раза тяжелее крупнейшей немецкой боевой машины. Он уничтожал элитные подразделения германских сил с той же легкостью, как если бы участвовал в Бородинском сражении 1812 года. До конца 1941 года это была непобедимая, неуязвимая и очень мощная боевая единица. Только в конце первого года войны Вермахт создал конкурентоспособную военную технику.

Весил 45 тонн, защита боевой единицы состояла из 75-миллиметровых стальных бронелистов. Броня была удачно расположена на корпусе под наклоном – немецкие снаряды 37 калибра не могли пробить защиту танка даже с малой дистанции. Советский «монстр» имел длинноствольное орудие 76 калибра, оно доставало врага на расстоянии в полтора километра.

Команды танка сформировывались только из офицеров, лишь механики-водители могли носить звание старшины. Подготовка экипажей на голову превосходила уровень команд танков иных типов.

scale_1200

К недостаткам танка можно отнести довольно не проработанную конструкцию, машину спешно запустили в серийное производство, не учтя недоработки. Особенно страдала трансмиссия. По причине большой массы танка и связанных с ней серьезных нагрузок ходовая часть нередко выходила из строя. А в начальный период войны, при частых отступлениях, машины приходилось оставлять или взрывать. В военных условиях ремонтировать их было невозможно.

Захваченные немецкими войсками экземпляры так и не послужили врагу. Из-за поломок и отсутствия нужных деталей попытки использовать их у немцев не увенчались успехом.

Танк Т-34 («тридцатьчетверка»)

Разработан конструкторским бюро Харьковского паровозостроительного завода перед войной. Руководил созданием будущего шедевра отечественной танковой промышленности Михаил Кошкин. Боевая машина была быстроходной, ее отлично защищала наклонная броня. Кроме того, танк оснастили производительным дизельным двигателем на 500 «лошадей» и орудием 76 калибра. Трансмиссия отличалась широкими гусеницами.

В целом, конструкция боевой машины была простой и технологичной. Поэтому военной промышленности удалось наладить ее серийное производство очень быстро. К середине 1942 году выпустили 15 тысяч машин, а всего за военное время в СССР произвели свыше 84 тысяч танков разных модификаций.

Танк Т-34

Гитлеровцы смогли оценить советское творение уже в первых боях, они испытали сильный шок. Фашистские танки не могли сравниться с «тридцатьчетверкой» в проходимости. Кроме того, фашисты прозвали свою пушку 37 калибра «тук-тук», потому что снаряды попадали по защите советской машины и отскакивали. Они превосходили немецкие танки практически во всем: в толщине брони, проходимости, скорости и ударной мощи. Встреча с нашими Т-34 для немецких танкистов означала одно – очень вероятное поражение.

Даже военная инструкция для немецких танкистов гласила, что при встрече с Т-34 рекомендуется по возможности не вступать в бой. То есть специалисты советовали собственным подчиненным уезжать от русского танка куда подальше!

К недостаткам машины можно отнести сложности в пользовании оптикой, малую площадь боевой рубки и отсутствие радиосвязи. Из-за малой площади боевого отделения командир танка должен был исполнять обязанности и наводчика.

1414230446_t-34-85

Слабым звеном была и трансмиссия. Она находилась в специальном отделении в корме. Поэтому карданный вал оказался лишним. Основная роль была у тяг управления, длиной 5 метров. Поэтому механику-водителю было сложно управлять машиной. Во избежание поломки трансмиссии танки нередко шли в бой на единственной передаче, установленной заранее.

Это недочеты заставляли конструкторов модифицировать боевую машину, в результате появился Т-34-85.

Танк Panzerkampfwagen VI Tiger I Ausf E, «Тигр»

Первый «Тигр» стал тяжелым германским танком, сконструировали его на заводах компании Henschel und Sohn. Боевое крещение состоялось в 1942 году, во время блокады Ленинграда.

Вес машины составлял 56 тонн, вооружение состояло из 88-миллиметрового орудия и двух пулеметов. Танк защищали стальные листы толщиной 100 миллиметров. Экипаж состоял из пяти человек. Боевая машина могла погружаться в водную стихию на 3,5 метра.

09539

Создавался как боевая единица для прорыва вражеских позиций. Он должен был ликвидировать любого противника и обратить врага в бегство. Гитлер лично распорядился о необходимом техническом оснащении боевой машины. Видимо, личный контроль фюрера привел к тому, что танк мог выпустить 8 снарядов в минуту, это был рекорд для больших танковых орудий. Танк обычно описывают как медлительный, однако на шоссе «майбаховский» двигатель разгонял его до 45 километров в час.

Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою, опасаясь 88-миллиметрового орудия. Вражеские части пытались застать «Тигра» врасплох, неожиданно подойдя сзади.

ee7a3960e89f902cde38018a9391a9be

К недостаткам боевой машины относятся сложность конструкции, дороговизна производства (создание стоило как цена двух машин «Пантера»). Кроме того, «Тигр» расходовал много горючего, его ходовая часть плохо работала при сильных морозах.

В каждом «Тигре» лежала техническая памятка с надписью – «Танк стоит 800 тысяч рейхсмарок. Береги его!». Как считал Геббельс, солдаты должны были радоваться, зная, что их боевая машина стоит семи единиц Т-IV. На деле военные опасались, что с «Тигром» может некстати что-то случиться.

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий

  1. Аватар
    Дмиитрий

    “Германский «Тигр» был одним из самых опасных боевых машин начального этапа Второй мировой войны. Его конструкция опередила свое время, он стал образцом для последующих боевых машин подобного класса. В 1942 году войска союзников даже не надеялись победить его в прямом бою”
    Тигр создали в конце 42-го года, в войска он поступил только в 1943 году.
    Это начальный этап ?
    И вообще здесь все танки – самые массово выпущенные, а не самые лучшие.

    12
    2
    Ответить
  2. Аватар
    Олег

    Сергей Владимирович, Вы и поле жнец, и на дуде игрец.

    3
    1
    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Да, именно так. А еще – крестиком вышивать, лобзиком выпиливать.

      Ответить
  3. Аватар
    Николай

    А где М-26?

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Уехал на дозаправку.

      Ответить
  4. Аватар
    Михаил

    Первое место – Т34: прост в производстве, неприхотлив, подвижен, броня слабовата, а вот пушка 85мм. вполне ничего. Главное – грамотно применять. В ряде стран состоит на вооружении и воюет до сих пор.
    Второе место – ИС2: тоже несложен, тоже неприхотлив, медлителен, но броневая защита зачётная, мощная пушка. Снят с вооружения только в 1996 году.
    Третье место делят Pz-IV и Шерман. Более комфортабельные и навороченные, чем Т34, примерно сопоставимые по характеристикам, однако же более дорогие и сложные в производстве. Применялись в военных конфликтах до 80-х годов.
    Остальные – Тигры, Королевские тигры, Пантеры и прочая, и прочая, могучие, высокотехнологичные, порезали на металлолом вскоре после окончания ВМВ.
    Так то.

    7
    4
    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Согласен) “тридцать четверка” вообще оказалась удивительно живучей машиной. Что касается рейтингов, то их составляют по разным критериям. И не все они объективны, к сожалению.

      2
      2
      Ответить
    2. Аватар
      Владимир

      Похожие подборки и рейтинги я встречал в послевоенных журналах западной Европы, это перевод.. Трудитесь сами, задатки есть,.. О броне:нужно или все или ничего, толщина брони не основной показатель… Где углы наклона? Сварные, клепаные или литье.. О новой ходовой пантеры ни слова как и брачной броне к концу 1944г.. О больших партиях брака у т 34-85..Получается О производстве 4000 машин рассказали, А о почти таком же количестве брачных, Нет.

      3
      1
      Ответить
  5. Аватар
    Юрич

    Язык корявый, такое ощущение, что текст переводной.
    Написаны либо очевидные вещи, либо глупости.
    Цитата о “Пантере”: “Новая немецкая разработка сделалась самым мощным из танков Вермахта в период ВОВ”. Т.е. “Тигр” и “Тигр II” слабее?

    Ответить
  6. Аватар
    Аноним

    “Толщина брони достигла миллиметров” так сколько миллиметров?

    Ответить
  7. Аватар
    Александр

    Сергей Владимирович, Вы разделили (абсолютно справедливо) Т-34 и Т-34-85, но на иллюстрации не удосужились подобрать фото именно Т-34, поставив для зрителей фото всё той же Т-34-85 (причем, не самых первых выпусков). Как же так?

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Вот так, Александр. Мир несовершенен. Фото подбирает другой человек. Поэтому не исключаются ошибки.

      Ответить
  8. Аватар
    приам

    шерман зря попал в рейтинг, поскольку радиус поворота у танка около 10 метров, а на склоне опрокидывался на раз, гидравлический поворот башни невозможен без работающего мотора, кормился бензином, загорался на раз и т.д. и т.п. можно считать что у американцев не было своего среднего танка и тяжелого тоже.

    Ответить
  9. Аватар
    Сергей

    Автор,когда статьи ляпаешь, читай хоть смысл написанного прежде чем публиковать. А то там хапнул текст, здесь вставил – в итоге кривая структура предложения и абзаца. Я уж не говорю про ” …Толщина брони достигла миллиметров. ” Нормальный такой кривой, современный русский …

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Сергей. Когда свои ляпалы ляпаешь, старайся уважать других. Чтобы не получить симметричный ответ. Хочешь поучить стилистике – дай образец своей статьи.

      Ответить
  10. Аватар
    Антон

    согласен со всеми коментариями но не с теми что про Т-34-85! Этот танк не подходит- брони нет и пушки какая должна быть у среднего танка нет.

    Ответить
    1. Moderator
      Moderator

      Антон. Вы эксперт по танкам? То есть тот факт, что этот танк был ОСНОВНЫМ во времена Великой Отечественной, участвовал в реальных сражениях, Вам не указ? Тогда мне нечего возразить.

      Ответить
  11. Аватар
    Лиля

    Лиля

    Ответить