О «Витебске», классифицируемом как БКО, бортовом оборонном комплексе, известно не так много. Но кое-что все же удалось узнать. Предназначение устройства – обнаружение пусковых установок. Идентификация целей. С последующей передачей данных в бортовую систему. Чтобы обеспечить защиту авиации от поражающих объектов. Спасти жизни пилотов. И, разумеется, технику.
Характеристики и функции
Пора разобраться, какими конкретными параметрами разработчики наделили установку. Ниже приведены известные о комплексе факты:
Параметр | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметры | Нет данных |
Вес | Килограммы | Нет данных |
Тип | — | Активная бортовая защита |
Совместимость с авиацией | — | Полная, со всеми машинами |
Защита | Комбинированная, пассивная + активная | |
Датчики | — | УФ-диапазона, лазерные |
Полное название звучит как Л-370 «Витебск». БКО предназначен для своевременного информирования экипажа о действии РЛС, лазерном облучении. А также для активного противодействия приближающимся к самолету, вертолету целям. Как с инфракрасными, так и с радиолокационными головками.
Монтаж БКО допускается как внутри машины, так и снаружи. На внешней подвеске. На работу комплекса это не влияет. Последующие модификации позволили оснастить БКО все эксплуатируемые в ВС РФ летательные аппараты.
Обнаружение угроз
Своевременная идентификация целей, установление факта засечки машины радарами, самонаводящимися головками происходят за счет расположенных на фюзеляже датчиков. К ним относятся средства обнаружения. Работающие в УФ диапазоне, отслеживающие запуск ракет по машине. В дальнейшем автоматика принимает решение об адекватных ответных мерах.
Системы защиты
По утверждению разработчиков, «Витебск» успешно противодействует любым угрозам. Сбивая с курса выпущенные ракеты, снаряды. Кроме отстрела ложных целей применяется станция постановки активных помех. Изюминка БКО заключается в новейшей системе подавления. Это шарообразные модули, непосредственно контактирующие с ГСН выпущенных ракет.
Обработка информации производится бортовой электроникой. Специальный блок определяет значимость угрозы. Тип цели, включая параметры скорости, направления движения. И в дальнейшем «назначает» соответствующее средство противодействия. Лазерным излучением подавляются ОЭС теплового типа, ГСН. Выброс отражателей позволяет сбить настройки РЛС. Испытания показали, что БКО отлично справляется с поставленными задачами. Защищая и машину, и пилотов.
История и разработка
Создание защиты для авиации, с учетом боевых действий, было достаточно предсказуемо. Отстрел тепловых ловушек, ложных целей в Афганистане при старте машин был достаточно действенным. Пока не появились новые средства поражения воздушных целей.
Использующие наведение по прочим показателям. С лазерной подсветкой, активной ГСН. Что потребовало разработки не только пассивных средств. Но и активных. Позволяющих нейтрализовать цель на подлете. Попросту вырубив связь с оператором. И сбивать с курса ракеты, заряды, выпускаемые по объекту.
Происхождение и разработчики
Изначально БКО создавался в самарском институте «Экран», входящем в состав концерна «Радиоэлектронные технологии». Первое публичное упоминание о комплексе относится к началу нулевых. Уже в 2010 году отдельные составляющие БКО были показаны публике. А через пару лет началось массовое использование установки на вертолетах, самолетах.
Создание «Витебска» в Самаре закономерно привело к удачному результату. Однако от разработки, испытаний до пуска в войска прошел немалый срок. И только в 2015 году винтокрылая машина с установленным БКО показала реальный эффект работы системы.
Применение и испытания
В ходе испытаний по «мишени», в качестве которой использовался вертолет Ми-8, было запущено порядка двух десятков единиц зарядов из ПЗРК «Игла». Ни один не достиг цели. Все объекты ушли в «молоко». По итогам испытаний было получено «добро» на запуск изделия в серию.
Вскоре, в середине 2015 года, приступили к массовому производству «Витебска». Постепенно БКО появились как на вновь созданных, так и на модернизируемых машинах. В основном на винтокрылых. Оборудованная комплексом техника неоднократно участвовала в учениях.
И доказала действенность в реальных боевых событиях. В Сирийской республике. Появилась информация, что оборудованные «Витебском» машины также применяются в условиях СВО.
Применение в военной технике
КБО полностью адаптирован для использования на вертолетах, самолетах. Всех уже эксплуатируемых, включая модернизации. От Ми-8 до Ми-35. Более подробно о вариантах комплекса:
- Л-370. Базовая версия.
- «Витебск-25». Создан для использования совместно с самолетами Су-25.
- Э8. Адаптация БКО для вертолетов Ми-8.
- Э26Л. Вариант для винтокрылых машин Ми-26.
- В52. Такими комплексами оснащались вертолеты Ка-52.
- Э50. Модификация предназначена для машин класса Ка-50.
Появилась информация о применении БКО на вертолетах Ми-35 и Ми-8АМТШ. Также «Витебском» оснащаются машины летного отряда «Россия». Не так давно сообщили об экспортном варианте, названном «Президент-С». Таким образом комплекс без труда может быть адаптирован к любому средству авиации. Независимо от года выпуска. Страны-производителя.
Установка на вертолеты и самолеты
Комплекс аппаратуры монтируется как внутри фюзеляжа машины, так и снаружи. Что повышает его универсальность. Применимость к любым средствам авиации. БКО оснащены транспортные самолеты Ил-76. Вертолеты Ми-8 (в том числе модифицированные), Ми-26/28, Ка-50/52. И президентский борт. Из иностранных эксплуатантов известно об использовании «Витебска» на египетских Ми-17. Полный перечень оснащенных комплексом машин по понятным причинам не озвучивается. Хотя по информации из отдельных источников, БКО монтируется на технику, участвующую в СВО.
Эффективность в боевых условиях
О реальном применении «Витебска» долго не сообщалось. Позже стало известно о боевом крещении БКО в Сирии. Но без подробностей. С опозданием поступила информация об использовании средств защиты в ходе спецоперации в украинском Гостомеле. Соответствующий ролик опубликован МО РФ.
На видео показана работа КБО при противодействии зенитной артиллерии, ПЗРК. При высадке российского десанта Ка-52 прикрывали бойцов сверху. В том числе нейтрализуя пуски ракет, снарядов. Примечательно, что в ролике непосредственно демонстрируется работа БКО из кабины.
Слышно, что пилот подтверждает получение от «Витебска» данных о вероятных направлениях атаки. После этого проводя маневры уклонения. Л-370 также засек запуск заряда из ПЗРК «Стингер». Ни одна машина в ходе операции не пострадала. Комплекс не только идентифицирует цели. Сообщает о классе, направлении атаки. Но и моментально реагирует. Активируя отстрел ложных целей, «ослепление» ГСН. Доказывая действенность «Витебска» в боевой обстановке.