Российский оборонпром преподносит сюрпризы не только в виде высокоточных сверхдальних ракет и секретных разработок, пугающих США и весь враждебный коллективный Запад. Инженеры вдохновились легкими автомобильчиками для гонок и катания по пустыне. В результате в Российском Университете Спецназа в чеченском городе Гудермес родилась практичная разработка. Чеченский багги «Чаборз» обладает характеристиками вездехода и при этом прост как велосипед.
История разработки
Слово «багги» английского происхождения и означает «жучок». Машину придумали в 50-е годы конструкторы завода «Фольксваген» на основе мини-автомобиля «Жук». Сначала багги были гоночными машинами как карты. Позже у маленьких автомобильчиков обнаружили талант к вездеходности, как у квадроциклов. Кроме развлекательных экстремальных поездок для багги нашли более полезное применение — приняли на военную службу.
Российская армия заинтересована в приобретении полезной техники. Во втором десятилетии XXI века отечественному оборонпрому понравилась идея легкого вездехода для спецназа по типу багги. Конструкторам поставили задачу создать такую машину, которую было бы легко починить подручными инструментами в любой военной части. Хронология работы:
- 2015 год — стало известно о первом проекте машины. Разработкой занялись инженеры «Зенит Дефенс», бюро в городе Фрязино. Сборку и производство принял Российский Университет Спецназа (РУС), чеченское предприятие;
- 2016 год — был собран прототип под названием «Алабай»;
- 2017 — в РУС поступили комплекты для сборки машин.
Новые машины получили официальное название многоцелевые автовездеходы (багги) класса снегоболотоходы. Рабочее название «Алабай» изменили на более звучное «Чаборз», что в переводе с чеченского означает «медведеволк».
Производство разделили между собой несколько предприятий: «Чеченавто», РУС и фрязинское «Ф-МотоСпорт». Над багги работали по схеме крупноузловой сборки. Постепенно выпуском машин полностью занялись чеченские предприятия при участии «АвтоВАЗа».
Первые багги «Чаборз» опробовал чеченский спецназ. В обкатке участвовали инженеры РУС и 46-я бригада Росгвардии. Сейчас их изготавливают маленькими партиями по заказу спецподразделений различных силовых ведомств.
Багги — почти полностью отечественная машина. Детали и элементы конструкции на 95 процентов российского производства. «Чаборзы» прошли минимальную доработку. Инженеры РУС лишь изменили механическую коробку передач.
В 2017 году автомобили прошли сертификацию, что позволяет производить их и пускать в оборот. Изготовители прозвали машины «святой простотой». Главная задача выполнена — багги просты в эксплуатации и не требуют сложного обслуживания на СТО.
Что это за машина
Багги «Чаборз» предназначен для оперативной доставки людей по труднопроходимой местности. Машина весит 750 килограмм, имеет открытую конструкцию без тяжелых материалов, поэтому легко передвигается по горному ландшафту, песку, сквозь лесную чащу и по болотистому грунту. Если багги застрянет в грязи, экипаж без труда его достанет. Благодаря изменению положения двигателя машина может передвигаться даже в воде.
Кроме переброски личного состава «Чаборзы» подходят для дозора и разведки боем. Багги легко замаскировать. Боевики на маневренном вездеходе способны внезапно нанести удар противнику и быстро отступить.
Багги приспособлены к экстремальной езде в сложных климатических условиях. Машины работают на соленом жарком и арктическом холодном воздухе. «Чаборз» передвигается там, где не проходит тяжелая техника, например, по снежному насту.
Багги — это многоцелевой рейдовый автомобиль, который рассчитан на высокий километраж пробега в автономном режиме.
Его конструкция меняется и дополняется в зависимости от потребностей. Машина трансформируется в тягач, санитарный автомобиль, ударный комплекс. С помощью «Чаборза» можно доставлять различные грузы. Багги оснащается огнестрельным оружием.
Идея отечественного армейского вездехода реализовалась благодаря Рамзану Кадырову. Глава Чеченской Республики заметил, что в России нет собственной мобильной техники для специальных нужд, а лишь западные машины. Рамзан Ахматович сделал шаг к переходу на отечественное производство и снижению зависимости от импорта. Кадыров лично контролировал работу над багги и участвовал в испытании первых образцов.
На производственных мощностях собирают по тридцать «Чаборзов» в месяц. На маркировочной табличке каждой машине присвоен специальный код VIN, который содержит следующую информацию:
- производитель, например, «ZD» — «Зенит Дефенс»;
- модель;
- код комплектации;
- месяц и год выпуска;
- заводской номер.
Интересно, что код VIN обычно не предусмотрен для машин типа снегоболотоходов. Производители ставят только заводской порядковый номер.
Маркировка сделана с учетом перспективы импорта изделия, но название и страна производства указаны по-русски — «Чаборз», «Сделано в России. Чеченская Республика».
Особенности багги
Создатели называют «Чаборз» конструктором. Изучив опыт западных коллег, они создали простое и одновременно гениальное изобретение.
Строение корпуса
Чеченский вездеход выделяется тем, что у него нет привычного кузова. Корпус машины — это рама и встроенный каркас из бесшовных труб. Поэтому багги мало весит и свободно передвигается в любой местности. Передняя часть в форме расширяющегося к кабине клина обеспечивает проходимость среди кустарников и высокой травы.
Защитная функция в «Чаборзе» возложена на крышу. Она задерживает падающие сверху осколки и осадки. Также на крышу можно положить груз или установить пулемет.
Силовой агрегат
Двигатель перемещен в заднюю часть багги на возвышение, за передними сиденьями. Такое решение позволяет машине переплывать реки, но не глубже уровня груди водителя. Над двигателем «Чаборза» обустроено огражденное грузовое место. Для работы силового агрегата при экстремально низкой температуре предусмотрен электрический подогрев.
Колеса
Багги стоит на шасси — две оси, четыре колеса. На каждом колесе установлена независимая подвеска. Упругие элементы расположены под наклоном на передней и вертикально на задней оси. Поэтому «Чаборз» мягко преодолевает бугры, колдобины и всякие неровности ландшафта.
От полного привода отказались, чтобы не утяжелять машину. Формулы 4х2 оказалось достаточно для высокой скорости и проходимости. Для передвижения по снегу вместо передних колес устанавливают лыжи, а вместо задних колес надевают «гусеницы».
Кабина
Салон багги «Чаборз» состоит из двух сидений — водительского и соседнего пассажирского. В стандартной модели нет дверей, брони и стекол. Остекленение отсутствует, чтобы экипажу было удобно стрелять.
Для защиты во время езды предусмотрены пятиточечные ремни безопасности. Со стороны водителя можно установить невысокое ветровое стекло. Управление багги состоит из руля, ручки переключения передач, педалей и ручного тормоза.
Багажное отделение
На машину устанавливается оборудование, необходимое оружие. В заднем грузовом отсеке помещается запаска. Если экипажу требуется гранатометчик, легким движением руки место над двигателем превращается в дополнительное пассажирское.
Багаж можно перевозить не только в грузовом отсеке или на крыше. Открытая рамная конструкция позволяет обвесить багги рюкзаками и сумками с помощью ремней и крючков.
Технические характеристики
Основой для багги «Чаборз» служила трехместная машина FunCruiser Lite, сконструированная в бюро «Ф-МотоСпорт». Ее перестроили в соответствии с требованиями военных. На багги установлен двигатель от «ВАЗ Приора», коробка передач от «Лады Гранта» и рулевое управление от «Лады Калины». Механическая КПП дорабатывается перед установкой, а на задний мост ставят самоблокирующийся дифференциал.
Техническое описание багги «Чаборз»:
Наименование | Показатель |
Длина | 3,1-4,3 метра |
Ширина | 1,9 метра |
Высота | 1,5-1,8 метра |
Вес | 750-820 килограмм |
Вес с грузом и экипажем | 1270-1300 килограмм |
Двигатель | ВАЗ-21126, 1,6 литра, 98-110 лошадиных сил |
Скорость | 130-160 километров в час |
Грузоподъемность | 400-500 килограмм |
Температура эксплуатации | -25-+50 градусов по Цельсию |
Клиренс | 350 миллиметров |
Рулевое управление и тормоза багги «Чаборз» оснащены электроусилителями. Машина поднимается по поверхности с наклоном 50 градусов и сохраняет равновесие при движении с боковым креном под углом 45 градусов. Спереди и сзади установлены по две фары-прожектора.
Колеса багги имеют 35,5 сантиметра в диаметре. На них надевают шины от квадроциклов с наружным диаметром 68,5 сантиметра. Для передних и задних колес используют резину разной толщины, 22,8 сантиметра и 27,9 сантиметра соответственно.
Вооружение багги «Чаборз» зависит от модификации. На крыше машины кольцо для турели. У места пассажира спереди есть крепления для установки пулемета типа ПКМ или «Печенег». Второе место для установки пулемета или гранатомета находится на ограждении пассажирского места в задней части автомобиля. На турель устанавливается пулемет крупного калибра типа «Корд» или АГС.
Приборную панель «Чаборза» можно укомплектовать по желанию. Кроме обычных счетчиков на нее устанавливают радиостанцию, бортовой компьютер.
Количество человек в экипаже тоже зависит от модели багги. Кроме водителя в машину помещается два пулеметчика, по одному спереди и сзади. В крупной модификации есть место еще для троих человек команды. Дополнительные места также предназначены для перевозки раненых. Багги «Чаборз» ремонтируется с помощью стандартных автослесарных инструментов.
В будущем возможны усовершенствования машины в виде электротрансмиссии и установки ракетного комплекса.
Модификации
Линейка багги «Чаборз» состоит из трех моделей. Машины построены по одному принципу. Различия касаются габаритов и функций.
Модель «Чаборз» М3
Багги М3 — первенец в семействе чеченских вездеходов. Машина обладает базовым функционалом, рассчитана на экипаж из трех человек. «Чаборз» М3 весит 750 килограмм, оснащен двигателем мощностью 110 лошадиных сил. Отличительная черта машины — дуга безопасности над кабиной.
Над двигателем «Чаборз» М3 расположена платформа для груза или третьего пассажира. На ограждении вокруг нее имеется установка для оружия.
Всего в модели два места для установки пулеметов или автоматического гранатомета. Машина не рассчитана на применение личного оружия.
Модель «Чаборз» М6
Багги М6 весит 820 килограмм, отличается более мощным двигателем на 150 лошадиных сил. Машина вмещает водителя и пятерых человек экипажа. На «Чаборзе» нет дуги безопасности. За кабиной, на удлиненной раме расположено кольцо для турели. Под кольцом находится место для пулеметчика.
Платформа над двигателем больше и ограждена более высокими бортами, благодаря чему машину используют для перевозки людей. Платформа «Чаборз» М4 вмещает четверых человек, оборудована раскладными сиденьями. Это увеличенный в размерах вариант машины, предназначенный для санитарных и спасательных операций. В М4 поместятся четверо раненых на носилках.
Общими у двух моделей «Чаборз» является рамный корпус, четырехколесная база, приподнятый двигатель. М6 немного отличается расположением креплений для пулеметов. Первый устанавливается впереди рядом с местом пассажира, а второй крепится на турель. В расширенном салоне машины два сиденья располагаются позади передних водительского и пассажирского. Членам экипажа, которые едут сзади, удобно стрелять из личного оружия.
Другие виды машины
Багги «Чаборз» производятся в военной и гражданской комплектации. Примерная стоимость первой — 1,5 миллиона рублей. Гражданская машина стоит на 400 тысяч дешевле.
Еще одна модификация — «Чаборз» М4. Это четырехместная машина, предназначенная для туристических поездок и спортивных гонок. Багги М4 такой же маневренный и легкий, как военные модели, и мягко передвигается по пересеченной местности.
Где планируется использовать
Багги «Чаборз» применяют в решении военных задач. Машины успешно использовались во время операций в Сирии. Перед отправкой водители проходили спецкурс по управлению, который проводили инструкторы РУС. На занятиях отрабатывались навыки экстремального вождения на большой скорости — через спуски, косогоры, трамплины, по неровной каменистой местности. Багги оказались полезны и более выносливы по сравнению с машинами на дизельном топливе и бензине.
В 2017 году в Северной Осетии проходили учения с учетом опыта, полученного в Сирии. В тренировочных операциях по отработке совместных действий вместе с артиллерией и авиацией участвовали мобильные группы мотострелков на багги «Чаборз».
В 2018 году чеченские машины отправились на учения в Арктику. На Земле Франца Иосифа багги передвигались быстро и работали исправно при экстремально низкой температуре. В автопробеге и тренировочных боях их использовали как основной транспорт.
По результатам боевого и тренировочного опыта «Чаборзы» получили статус универсальных транспортных средств. Сферы применения машин:
- военные операции;
- доставка гуманитарного груза, оружия в труднодоступные регионы;
- эвакуация людей и раненых;
- поисково-спасательные работы;
- спортивный туризм.
После дебюта на международной выставке «Армия-2017» багги «Чаборз» впечатлил министра обороны Сергея Шойгу. Его заинтересовали технические подробности и особенности машины. Багги заказали оборонное ведомство и Росгвардия.
В 2018 году с визитом в Чеченскую Республику приезжал премьер-министр Дмитрий Медведев и тоже поинтересовался чудом техники от РУС. В 2019 году багги «Чаборз» участвовали в Параде Победы. Слава российских машин распространилась за рубежом. На багги появились покупатели среди стран СНГ и Ближнего Востока. Приобрести «Чаборзы» захотели оборонные ведомства Индии и Китая.
На высокомобильные машины без внешней защиты спрос все же ограничен, так как они не соответствуют требованиям иных родов войск, кроме спецподразделений. Но успешная эксплуатация «Чаборзов» показывает, что помимо тяжелых бронированных машин нужна и узкоспециализированная техника. Разнообразие транспортных средств помогает находить более эффективные решения военных задач без лишних потерь.