Бронетранспортер БТР-80

Сегодня одним из наиболее распространенных видов боевой техники во всех армиях мира являются бронетранспортеры. Но так было далеко не всегда. Их стремительное развитие началось после окончания Второй мировой войны. Военные поняли, как важно повысить мобильность пехоты и увеличить ее защищенность.

БТР-80

В СССР в 1949 году был принят на вооружение БТР-40, который был почти точной копией американского бронетранспортера Scout Car M3A1, поставлявшегося по ленд-лизу. Затем в 1950 году был выпущен БТР-152, а в 1959 году был принят на вооружение советский плавающий бронетранспортер БТР-60. На нем были установлены два бензиновых двигателя с двумя трансмиссиями, и эта машина не отличалась особой надежностью. Да и ее огневая мощь не устраивала военных. В 1976 году был создан БТР-70, вооружение которого было усилено. На него установили пулемет КПВТ (14,5 мм) и пулемет ПКТ. Эта машина выгодно отличалась от своего предшественника, на ней также были установлены два бензиновых двигателя, но гораздо более мощных, чем на БТР-60.

Однако, потом началась война в Афганистане и все недостатки БТР-70 сразу же дали о себе знать. Основной его проблемой была силовая установка, которая была сложной, не слишком надежной и потребляла большое количество топлива. Можно сказать, что БТР-70 вообще был мало приспособлен к действиям в горной местности. Даже установленный на нем пулемет имел небольшой угол возвышения и мало чем мог помочь бойцам против засевших в горах душманов.

Очень неудобно было десантироваться из машины, да и защищенность ее оставляла желать лучшего. На Горьковском автозаводе начинается разработка нового бронетранспортера, который в скором будущем получит название БТР-80.

БТР-80

История создания БТР-80

Машина получила заводское обозначение ГАЗ-5903. Устройство машины принципиально не отличается от БТР-70. Основное внимание разработчики направили на усовершенствование силовой установки машины. Нужен был один надежный дизельный двигатель. Наличие в боевой машине сразу двух моторов и трансмиссий давало определенные преимущества (при повреждении одного двигателя БТР мог двигаться с помощью другого). Но сложность текущего обслуживания и ремонта силовой установки с таким устройством, сводила положительные качества практически на нет.

На новую машину был поставлен дизельный двигатель от серийного автомобиля КамАЗ, что существенно удешевило производство и обслуживание новой техники. Благодаря установке турбокомпрессора БТР-80 мог развивать скорость на 20 км/ч выше, чем его предшественник.

На БТР-80 были сделаны новые люки для десантирования, состоящие из двух створок. Вооружение осталось прежним, а вот конструкция башни была изменена. Бронетранспортер БТР-80 стал на две тонны тяжелее, чем его предшественник, но благодаря установке более мощного двигателя это не сказалось на его маневренности.

В 1986 году машина была принята на вооружение и ее начали изготавливать серийно. На сегодняшний день БТР-80 является основным бронетранспортером российской армии, а также многих других армий мира. Эта машина активно экспортируется, БТР-80 принимал участие во множестве конфликтов.

БТР-80

Созданы десятки самых разнообразных модификаций БТР-80, на ее базе изготавливаются машины для выполнения специальных функций. На последние модификации этой машины очень часто устанавливают автоматическую пушку и противотанковые ракетные комплексы.

Описание БТР-80

Бронетранспортер БТР-80 предназначен для транспортировки личного состава и поддержке его огнем на поле боя. Хотя, функция огневой поддержки больше относится к боевой машине пехоты.

Корпус машины создан из броневых катаных листов. Корпус машины имеет обтекаемую форму, это необходимо для придания ей плавучести и для повышения ее защиты. Толщина брони не превышает 10 миллиметров.

Схема БТР-80

БТР-80 разделен на несколько отделений. Впереди находится отделение управления, в котором расположено место водителя-механика и командира машины. Также здесь установлены приборы наблюдения (включая ночные), контрольно-измерительные приборы, радиостанция и переговорное устройство.

За отделением управления находится боевой отсек. В нем расположено место оператора-наводчика и места для десантников (семь человек). Один пехотинец сидит рядом с наводчиком лицом по ходу движения, а остальные расположены лицом к бортам машины, по три человека на каждой стороне. В отделении есть амбразуры для использования личного оружия. Для ведения огня из пулемета, наводчик занимает специальное подвесное кресло.

Также в боевом отделении расположен большой люк для десантирования. Он состоял из двух створок: верхняя часть открывалась вбок, а нижняя опускалась и служила удобной подножкой при выходе из машины.

Силовое отделение находится в корме машины. Там установлен дизельный двигатель с трансмиссией, радиаторы, топливные баки и резервуары для масла, генераторы и другое оборудование.

БТР-80

Вооружение БТР-80 состоит из пулемета КПВТ и пулемета ПКТ, которые размещены в башне машины. Пулемет КПВТ имеет калибр 14,5 мм и может бороться с живой силой противника, с легкой бронетехникой и низколетящими воздушными целями. В башне также расположен прицел 1П3-2 и приборы наблюдения.

БТР-80 выполнен по колесной формуле 8×8, управляемыми являются две передние пары колес. Подвеска машины независимая, торсионная. Колеса – бескамерные, пулестойкие. Есть система, которая обеспечивает контроль давления в колесах. БТР-80 будет продолжать двигаться, даже если из строя выйдут два колеса.

Характеристики ТТХ БТР-80

Ниже приведены технические характеристики БТР-80.

Масса, т 13,6
Длина, мм 7650
Ширина, мм 2900
Высота, мм 2520
Колея, мм 2410
База, мм 4400
Клиренс, мм 475
Скорость, км/ч
по шоссе ≥80
на плаву ≥9
по грунтовой дороге 20-40
Запас хода
по шоссе, км 600
по грунтовой дороге, км 200-500
Преодолеваемые препятствия
угол подъёма 30
угол крена 25
ширина рва, м 2
высота стенки, м 0,5
Вооружение КПВТ; ПКТ
Боекомплект, патронов 500; 2000
Экипаж, чел 3
Десант, чел 7

Видео о БТР-80

Полунин Сергей Владимирович

Образование - высшее юридическое

Оцените автора
Добавить комментарий