Колонна украинской бронетехники недавно пополнилась экземплярами из Финляндии. Секретно и без предварительного оглашения были переданы Киеву бронетранспортеры Sisu XA-180 Pasi. Устаревшие машины начали применять в боях, что в итоге привело к их уничтожению. По достоверным данным, российские военнослужащие даже взяли один «Сису» в качестве трофея. Первый раз бронетранспортеры были замечены на поле боя осенью 2022 года.
История разработки
Боевая машина стремительно устаревает с каждым днем, но пока остается в строю. Изначально Sisu XA-180 создавались для замены советских БТР-60. Машины были закуплены финнами в 1975 году и эксплуатировались в их армии довольно долго. При разработке «Сису» брали за основу немецкий бронетранспортер «Фукс» и французский VAB. Основные механизмы оружейники взяли у внедорожника Sisu SA-150 Masi.
В 1982 году финны начали сравнения полученной машины «Сису» и бронетранспортера «Валмета 1912-6». Последние предназначались для замены имеющихся на вооружении машин БТР-60. По итогам испытаний было принято, что именно «Сису» достоин пополнить ряды военной техники в Финляндии. На следующий год началось серийное производство боевых машин, а через три года бронетранспортер трехосник стал на службу в Австрии, Норвегии, Ирландии и Швеции.
В 2000 году Швеция заключила с Финляндией контракт на поставку 104-х бронетранспортеров Sisu XA-180 Pasi, на срок его выполнения давалось два года. После чего шведы зарезервировали заказ еще на 60 единиц такой техники. Между двумя государствами был подписан крупнейший за всю историю договор на экспорт боевых машин с суммой в 70 миллионов евро.
Конструкция и ее особенности
Корпус машины сварен из стальных бронированных листов, достигающих толщины в лобовой части 10 мм. Рулевой и командир располагаются спереди, рядом с их сиденьями продуманы двери, которые открываются вперед. Сверху них и в верхней лобовой детали корпуса находятся окошки. Проемы сделаны из прозрачной брони, изготавливаемой из нескольких слоев силикатного стекла и специальных полимеров. Окна у Sisu могут закрываться заслонками.
Отделение трансмиссии расположено в средней части автомобиля, там же находится мотор с водяным охлаждением, подающий в них воздух под высоким давлением. Двигатель имеет мощность 236 лошадиных сил. При помощи автоматической коробки передач, транспортер может двигаться назад и вперед на четырех скоростях. Моторно-трансмиссионный отсек оснащен автоматической системой для тушения очагов возгорания. В боевом отсеке, который находится в задней части машины, вмещается до 10 десантников в зимней экипировке или до 14 в летней. Высадка десанта происходит через распашные двери, которые расположены на кормовом бронелисте.
В крыше боевого модуля машины находится два люка. Каждый борт оснащен амбразурами для ведения прицельного огня из личного оружия и перископами. Еще одно отверстие с амбразурным заслоном и смотровым прибором установлено в левой части задней двери. Все три пары колес автомобиля являются ведущими, подвеска позволяет каждому из них двигаться вертикально на одной оси. Самовытаскиватель с тяговым усилием 10000 кг закреплен на ступице переднего колеса.
Бронетранспортер без дополнительной подготовки может форсировать воздушные преграды и использоваться в морских десантных операциях в качестве десантно-высадочных средств.
Движение машины по воде происходит при помощи пары винтов-гребней, которые находятся в задней части корпуса. Спереди установлен водоотбойный щит, который поднимается перед входом в воду. Машина вооружена пулеметом с калибром 7,62 мм или противотанковым ракетным комплексом с полуавтоматическим командным наведением «Фагот».
Модификации
Начиная с 1983 года, было создано около 1000 Sisu XA-180 Pasi. Кроме стран Северной Европы, машины эксплуатировали в Эстонии. В 2022 году список государств, где стояли на вооружении бронетранспортеры, пополнился Украиной. Другие версии военного автомобиля:
- XA-180, Бронированная машина повышенной проходимости, вооруженная крупнокалиберным пулеметом «Утес»;
- XA-185. Военный бронированный автомобиль с более мощным двигателем в 252 лошадиные силы, усиленной подвеской, повышенной вместимостью;
- XA-186. Норвежская модель бронетранспортера, созданная по заказу НАТО. Не является амфибией;
- XA-188. Машина, которая используется в армии и морской пехоте. Оснащена GPS и спутниковой связью;
- XA-200. Последняя модификация Sisu XA-180 Pasi. При необходимости боевой модуль можно оснастить вооружением широкого спектра – от пулемета калибра 7.62 мм до артиллерийской пушки калибра 90мм. Дополнительно устанавливаются ПТРК и ПТУР.
Технические характеристики
Бронированная транспортно-боевая машина предназначена для транспортировки экипажа и необходимых для войны предметов. Sisu не предназначен для ведения боевых действий на переднем крае. Максимум, что может выдержать автомобиль – атаку небольшой разведывательной группы.
Основные технические характеристики бронетранспортера Sisu XA-180 Pasi:
Параметры | Значение |
Общее число колес | 6 х 6 |
Экипаж | От 2 до 14 человек |
Масса с боекомплектом и горючим | 18 т 500 кг |
Масса пустой машины | 12 т 500 кг |
Длина | 7 м 350 см |
Ширина | 2 м 900 см |
Высота | 2 м 300 см |
Клиренс | 400 см |
Тип брони | Гомогенная противопульная |
Двигатель | «Вальмет Сису» с турбонаддувом и мощностью 236 лошадиных сил |
Скорость по шоссе | 100 км/ч |
Скорость по воде | 10 км/ч |
Запас хода | 800 км |
» XA-188. Машина, которая используется в армии и морской пехоте. Оснащена GPS и спутниковой связью » — уже кто то » колготками пошуршал » и спутниковая связь стоит . П. с. наш БТР -82 А » хрен догонит » его по шоссе . » Для себя отметил » что можно 11 человек посадить . Интересно , как у него насчет защиты от оружия массового поражения ? «