Со «Шмелем», описанием и характеристиками робота МГР-4 публика впервые познакомилась на выставке «Армия-2023». Это новое направление в развитии беспилотных, дистанционно управляемых аппаратов. Установка внешне напоминает стандартный погрузчик. Собственно, на базе последнего «Шмель» и создавался. Далее узнаем, что же такого экстраординарного в новом агрегате.
Общее описание и характеристики
Поскольку «Шмель» базируется на шасси стандартного мини-погрузчика, следует ознакомиться с его характеристиками. Ant-1000 («Муравей» по-английски) производится в России. В Коврове, на КЭМЗ. Перейдем к техническим данным комплекса разминирования:
Наименование параметра | Единицы измерения | Величина |
Габариты | Миллиметры | |
Длина | 3614 (2470 – без ковша) | |
Ширина | 1895 (без ковша) | |
Высота | 2075 | |
Колесная база | Миллиметры | 1234 |
Дорожный просвет | Миллиметры | 256 |
Вес | Тонны | |
Рабочий | 3,6 | |
Без ковша | 3,5 | |
Грузоподъемность | Тонны | 1,0 |
Скорость движения (максимум) | Километры в час | 14,0 |
Двигательная установка | — | John Deere CD4045DF270, дизель |
Мощность | Лошадиные силы/Киловатты | 75/55 |
Класс выхлопа | Евро 3 | |
Объем топливного бака | Литры | 80 |
«Муравей», судя по его показателям, оказался довольно шустрым и работоспособным. Фактически «Шмель» повторяет базовую модель по внешнему облику, ТТХ агрегата. Фича – в ПО. И дополнительном оборудовании, которое позволило преобразовать обычный погрузчик в робота-сапера. Агрегат для разминирования.
Теперь об отличиях от стандартной модели. Разработчики утверждают, что основные базовые узлы, конструкция сохранены без изменений. У «Шмеля» нет ни одного броневого элемента. В конструкции агрегата использована обычная сталь. Поскольку присутствие человека не обязательно, убрали и кабину. Покрышки заменены на цельные, полиуретановые.
Модернизированный «Муравей» получил двигатель повышенной мощности (85 лошадиных сил). А также улучшенную трансмиссию с приводом, позволяющим вращать ведущие колеса вперед-назад. Это важно для маневрирования роботизированного сапера. Дает возможность разворачиваться буквально на месте. Кроме того, «Шмель» без проблем, не имея прицепа, грузового отсека, возьмет «на борт» до 1 тонны полезной нагрузки.
Стрела, выполненная «П»-образно, также оснащена гидроприводом. Не исключен монтаж дополнительного оборудования. Теперь о кабине. Вернее, ее отсутствии. Поскольку человек в работе «Шмеля» не задействован, вместо данного отсека установлен кожух. Где и размещается тот самый комплекс связи, управления.
Принцип работы и особенности
Как утверждают разработчики, «Шмель» позволит минимизировать человеческий фактор в процессе разминирования территории. Ликвидации опасных предметов. Причем совершенно безопасно. Как известно, сапер ошибается один раз. А роботизированный комплекс, агрегат сохранит человеческие жизни. Поможет убрать опасные «игрушки», не подвергая риску оператора. Живого человека.
Основа работы агрегата, «Шмеля» – специализированный программный комплекс. Названный «Прометей». ПО, оборудование разрабатывали в ВНИИ «Сигнал» при непосредственном участии холдинга «Высокоточные комплексы». «Шмель» оказался трудолюбивым, шустрым и достаточно эффективным. Может действовать на расстоянии до 1 километра от центра управления. Доработанная версия оснащена минным тралом повышенной глубины рыхления. Также изменена форма ударных молотков. МГР-4 практически самостоятельно выдвигается на объект разминирования. Обеспечивает безопасность территории, устраняя любые взрывоопасные предметы в зоне действия.
Связь с оператором осуществляется по двухстороннему радиоканалу. Разумеется, «Шмель» не должен быть «слепым». Система телеметрии включает камеры наблюдения. «Глаза» робота и оператора. После получения изображения дистанционно управляющий комплексом человек корректирует поступившие данные. И управляет действиями робота-сапера.
Несколько слов о рабочем механизме «Шмеля». Трале. Он обеспечивает обезвреживание взрывных устройств, создавая проход шириной порядка 2 метров. Этого достаточно для продвижения людей. И некоторой техники. Важная деталь: оператор может управлять в ходе разминирования роботом на расстоянии до 1 тысячи метров. Посредством компактного пульта ДУ.
Несмотря на закономерный скепсис, отсутствие у агрегата бронирования, он успешно справляется с поставленными задачами. Бойки буквально перепахивают грунт в зоне работы «Шмеля» на глубину до 250 миллиметров. Робот рассчитан на работу с противопехотными боеприпасами. Причем как российского, советского производства, так и иностранного.
Принцип действия прост: при вращении ротора происходит либо подрыв, либо разминирование. Извлечение боеприпаса из грунта. Разумеется, с более тяжелыми минами, такими как противотанковые, «Шмель» наверняка не справится. Но он на это и не рассчитан. Зато способен обезвредить кассетные заряды. Отдельные виды артиллерийских боеприпасов.
В ходе траления машину допускается установить на гусеницы. При этом в случае подрыва/повреждения одного из траков, агрегат теряет подвижность. Но по-прежнему остается «в строю». Способен выполнять поставленные задачи.
Сравнение с другими системами разминирования
Интересный вопрос: есть ли у «Шмеля» конкуренты? О западных образцах мало что известно. Не так давно украинские СМИ объявляли о создании комплекса разминирования на мобильном шасси. Но там, скорее всего, речь идет просто о механизации траления. Опять же, при прямом участии человека.
Что не позволяет сравнивать данный образец со «Шмелем». Данный агрегат действительно уникален. Поскольку до этого роботизированные, автономные саперы практически не создавались. Стандартные системы траления на базе танков громоздки. И требуют участия человека.
История создания и разработки
МГР-4, он же «Шмель» – плод совместной разработки КЭМЗ и ВНИИ «Сигнал». Ковровцы предложили шасси для создания робота. А специалисты из исследовательского института дополнили «трактор» начинкой. Превратили погрузчик в роботизированного помощника. Опытный образец «Шмеля» представили весной 2023 года, на выставке по комплексной безопасности. А затем был форум «Армия», где МРГ-4 увидели еще больше людей.
Как отметил Кирилл Фудиман, представитель КЭМЗ, к созданию робота приступили в 2016 году. Тогда конструкторы интенсивно искали новые сферы использования стандартных погрузчиков, выпускаемых заводом. Минный трал цепного типа также разработан на заводе.
Не все получилось с первого раза, поскольку специалисты не имели требуемого опыта в данной сфере. На какой-то момент работы по модернизированному погрузчику были приостановлены. Но получили старт с учетом новых требований, изменившейся обстановки.
До презентации «Шмель» полностью прошел испытания. То есть это не прототип, а рабочий образец. В одном из тестов МГР-4 подвергли воздействию противопехотной мины со стандартным зарядом ВВ в 200 грамм. Затем конструкторы внимательно изучили внешний вид машины. «Шмель» повредил трак, один из катков. Не утратив подвижности. Способности выполнять поставленные задачи.
Роль «Ростеха» в создании МГР-4 «Шмель»
Оба «соавтора» агрегата, и Ковровский электромеханический завод, и ВНИИ «Сигнал», входят в состав «Ростеха» (холдинг «Высокоточные системы»). Разумеется, без непосредственного участия, поддержки государственной структуры вряд ли бы появился «Шмель». Дальнейшее продвижение проекта также является зоной ответственности «Ростеха». Иначе бы агрегат не засветился на выставках. И «Шмель» не стал бы объектом пристального внимания. А о перспективах применения роботизированного сапера можно говорить бесконечно. После любого военного конфликта, локального или глобального, остается масса заминированных территорий. И использование «Шмеля» может принести неоценимую пользу. Тем более что агрегат полностью автономен. Управляется дистанционно.
Применение и возможности
Основная сфера использования «Шмеля» – разминирование освобожденных территорий Донбасса. Извлечение взрывоопасных предметов. В настоящее время данные задачи решаются с помощью людей-саперов. Или специально обученных собак. Что не снижает фактора риска.
Еще один используемый агрегат – «Уран-6». Он роботизирован, как и «Шмель». Дополнительная техника в зоне разминирования не будет лишней.
В таком ракурсе «Шмель» представляет интерес, как для военных, так и для МЧС. Новый агрегат компактен, верток. Справляется с поставленными задачами. Реальных заказов на технику пока не поступало. Разработчики надеются, что вскоре проект найдет заказчиков. Начнет работать.
Перспективы развития
«Шмель» прост в конструкции. Неприхотлив. Сравнительно недорог. Запуск агрегата в серию не потребует весомых вложений. Переоснащения действующих мощностей. По предварительным оценкам, России может потребоваться до 4 тысяч единиц подобной техники. И на КЭМЗ готовы поставить роботов, агрегаты в необходимом количестве.
Пока неизвестно, будет ли «Шмель» востребован. Создатели агрегата рассчитывают, что их продукция уже в ближайшее время пойдет в серию. И начнет работать на разминировании. Возможна доработка под конкретные требования, с учетом пожеланий заказчика. А простота конструкции шасси «Шмеля», агрегата в целом являются несомненным плюсом. Преимуществом перед вероятными конкурентами.
❤️ Горячие девчонки ждут тебя — https://ero4.fun/sex