Модель ПТ-76 называют плавающим танком, по характеристикам и описанию способным самостоятельно преодолевать преграды водного типа с помощью специальных приспособлений. Машина удерживается на плаву, одновременно ведет бой во время нахождения в воде. Известно, что танк был принят на вооружение, начиная с 1951 года. Серийное производство продолжалось более 10 лет, за эти годы машина неоднократно модернизировалась и использовалась как базовая.
История разработки
Армия использовала эту машину в боевых целях, а также во время учений, но впоследствии модель была заменена на советскую гусеничную боевую машину пехоты под маркировкой БМП-1.
На 2004 год в армии РФ состояло около 100 тысяч боевых машин подобного типа. Кроме того, машины поставлялись на экспорт, а в некоторых странах модели служили базой для выпуска собственных версий модернизированного типа.
СССР накопил огромный опыт относительно разработки плавающих танков. После того, как началась Великая Отечественная война, производство тех образцов, которые уже были разработаны, прекратилось, так как перед конструкторами стояли более злободневные задачи. Необходимо было оснастить армию боевыми машинами, способными вести бои на суше.
К 1941 году на территории Советского Союза существовал самый большой в мире парк плавающих боевых машин, их стали активно использовать в военных действиях. Но из-за прекращения производства к 1944-1945 году войска испытывали огромную потребность в том, чтобы быть снабженными переправочно-плавучей техникой для переплывания водных препятствий во время наступательных операций на территории Восточной Европы.
Самоходные танки собственного производства не выпускались, а оставшиеся средства для этих целей были уже непригодны. После того, как война была закончена, военное руководство приняло решение о возобновлении производства мобильной техники. Руководители штабов понимали, что, если возникнет угроза ведения войны на территории центральной Европы, то необходимы такие средства, как плавательные танки.
После окончания войны руководители Министерства обороны разработали техническое задание для конструкторов на создание плавающих танков, которые могли бы демонстрировать максимальную степень унификации. При этом модель танка должна была быть вооружена пушкой 76-мм, а также перевозить десант на своей броне.
Для разработки был выбран завод «Красное Сормово», который соорудил танк Р-39. Военные разработчики обнаружили у первого экземпляра недостатки, такие, как слабое бронирование, недостаточная надежность, низкая скорость на воде и небольшой запас плавучести.
Летом 1949 года было создано новое техническое задание, порученное для выполнения конструкторскому бюро бригады ВН E170 на территории Ленинграда и Челябинска. Объектом разработки стали ПТ-76 и Пт-75. Уточнения и изменения коснулись веса, а также вооружения.
Особенности конструкции
В качестве средств наблюдения и связи, помимо прицела, использовались 3 перископических смотровых прибора, которые размещались в командирской башенке. Приборы были установлены плотно рядом друг с другом, они обеспечивали длину узкого сегмента. Чтобы следить за большим пространством, использовался прицел. Чтобы водить танк ночью, машину оборудовали бикулярным прибором ночного видения.
Помимо этого здесь присутствовал электронно-оптический прибор, который работал за счет подсветки фары, где был встроен фильтр. Механику-водителю обеспечивалась дальность видения на расстоянии 50-60 метров, а поле зрения составляло 30 градусов. Для средств связи использовали радиостанции с характеристикой УКВ волн. Для двигателя выбрали шестицилиндровый агрегат, который представлял собой модернизацию двигателя от танка Т-34. На плаву машина перемещалась при помощи гидрореактивного водомета.
Технические характеристики
По размерам танк был не самым габаритным. Длина корпуса составила почти 7 метров, а ширина – 3 метра при высоте 2 метра. Боевая масса машины варьировалась в зависимости от типа выбранного вооружения, но не была меньше 14,5 тонны. Экипаж боевой машины составил 3 человека. За все время было выпущено более 3 тысяч экземпляров.
При конструировании корпуса использовали броню толщиной от 5 миллиметров. Самые прочные участки – это лоб и борт башни, где толщина брони доходила до 15 миллиметров. На вооружении состояла пушка 76-мм. Боевой комплект включал 40 снарядов, дальность стрельбы была заявлена как 12 километров. Помимо этого борт оснащали пулеметом с боекомплектом 1000 снарядов.
Оснащение
Предполагалось, что средство будет иметь массу не более 14т., быть вооруженным пушкой 76мм с боевым запасом на 40 выстрелов и броней толщиной до 10мм. Кроме того, предъявлялись требования к скорости.
Скорость на суше составила около 40 километров за час, а на воде – до 10 километров за час.
Опытный образец, созданный по техническому заданию, был представлен к концу 1950 года. Для двигателя выбрали водометный движитель, но главным конструктором был предложен альтернативный проект, который использовал бы в качестве двигателя гребные винты, что соответствовало ранним разработкам.
Принцип работы ходовой части
Первые опытные образцы поступили на государственные испытания, такими стали танк ПТ-76 и бронетранспорную машину К-78. Испытания состоялись летом 1950года. Машина показала лучшую проходимость, чем предыдущее образцы, а комиссия отметила ряд параметров, которые превосходили выданные задания. Требования превзошли такие показатели, как толщина брони, давление на грунт, скорость на суше, а также запас хода. По итогам испытаний объект был принят на вооружение.
Модификации
Во время функционирования ПТ-76 появились различные модификации:
- Модель 1. Была улучшена защита орудия, а также дальность бронебойного снаряда составила 2000 метров.
- Модель 2. На этой машине модернизировали дульный тормоз, расположенный на пушке.
- Модель 3. Помимо улучшения орудия улучшили двухсоставную дульную тормозную систему на пушке.
- Модель 4. Здесь закрепили орудие в двух вариантах. Такой танк производился c 1953 по 1976 год.
- М4-07. Это экспериментальное средство, созданное на базе второй модернизированной модели. Из экземпляров это был единственный вариант, который отозвали с производства из-за провала испытаний. Причиной стала недостаточная мореходность.
Также существовал боевой модуль под маркировкой Ау-220m. Такая машина была разработана в двухтысячных годах конструкторским бюро под названием «Буревестник». Модуль оснастили пушкой с 57 метровым калибром, зенитным орудием С-60, а также пулеметом с системой управления огнем. Такую схему разработчики советовали вмонтировать на плавучий танк ПТ-76 в качестве головного орудия.
Модернизированный танк представили в 2013 году в Нижнем Тагиле на выставке Russian Expo Arms 2013. Такая машина стала производиться на экспорт, а затем в поздней модификации добавили еще один пулемет, а также вмонтировали отдельные люки для выхода командира и наводчика.
На экспорт для Индонезии с конца девяностых годов производили ПТ-76 с установкой новых двигателей, заменой трансмиссии, пушки. Имела место модернизация под названием «Объект m-906». Машину делали из броне-алюминиевых сплавов с двигателем мощностью 300 литров.
Применение
Боевой плавающий танк применялся во время вооруженных конфликтов, например, часто использовался во Вьетнамской войне. Помимо этого был замечен в конфликтах между Израилем и Сирийским государством, а также египетским правительством. Кроме того, плавающий танк получил боевое крещение внутри Индо-Пакистанской войны 1971 года, а также применялся во время Югославской войны 1991-1995. Эпизодические появления замечены во время боевых действий на территории Чечни.
Первое крупное столкновение во время Вьетнамской войны произошло 3/03/1969 года. 12 танков ПТ-76 атаковали американский лагерь на территории Южного Вьетнама. Атака была инициирована с целью уничтожения позиции батареи 175-мм самоходных пушек. Первый танк, который шел впереди, подорвался на противотанковой мине, но экипаж продолжал вести пушечный огонь по противнику. Остальные танки встретили «Патоны» 69 полка США.
Наступление захлебнулась после того, как были потеряны два ПТ-76. Позднее американские эксперты назвали ПТ-76 танками-призраками. Возможно, это было связано с тем, что против них американцам не удавалось использовать противотанковые ручные гранатометы, в бою удавалось подбить минимум машин, хотя безостановочно велись выстрелы с близкого расстояния.
Интересные факты
Военные руководства крупных держав ожидали начала Третьей мировой войны на протяжении 50-60 годов XX века. Она не состоялась, хотя, по прогнозам специалистов, должна была вестись на территории Центральной Европы. А ПТ-76 производился как средство, способное вести боевые действия во время переправы, а также использоваться как танк-разведчик. Именно поэтому машина оказалась не нужна, несмотря на свои превосходные технические характеристики.
Помимо этого прекращение выпуска было обусловлено производством БМП-1, которое заменило плавающий танк по всем параметрам, оказавшись более приспособленным и востребованным. Но это не помешало использовать танк для экспорта. Другие страны применяли плавающий танк во всем спектре его возможностей.
Советское руководство долгое время не могло смириться с тем, что разработка, которой было посвящено столько времени, должна уйти в историю. Генералы старались придумать, как использовать танк, но ничего не вышло.
Вскоре на смену модели ПТ-76 пришла первая БМП. Машина показала эффективность, сравнимую со свойствами плавающего танка, но при этом производство обходилось дешевле и требовало меньше энергозатрат. Поэтому было решено прекратить выпуск плавательного средства.
» » … с двигателем мощностью 300 литров … » — что написал ?
П. с. можно мощность двигателя турбиной добавить , пушку 85 мм. или более поставить , броню увеличить . Короче » прокачать » можно его .
П. с. 2 модернизировать , модифицировать , усовершенствовать его можно с учетом выявленных недостатков . «