В ноябре 2023 года ВМС Японии пополнились новым многофункциональным кораблем. Фрегат JS Ybetsu класса «Могами» превосходит по характеристикам и описанию эсминцы класса «Абукума» и «Асагири». Он соединяет функции тральщика, авианосца и боевого корабля, но управляется в два раза меньшим экипажем. Универсальность и малочисленность команды являются вынужденными мерами, чтобы стареющая японская нация могла справиться с угрозой со стороны Китая.
Технические характеристики
Наименование | Показатель | |
Водоизмещение | Стандартное | 3900 тонн |
Полное | 5500 тонн | |
Силовая установка | Газовая турбина Rolls-Royse МТ30
Два дизельных двигателя MAN V28/33DD STC |
|
Скорость | 30 узлов и выше | |
Вооружение | Артсистема Mark 45 BAE Sysytems 127 миллиметров
Два боевых модуля Japan Steel Works 12,7 миллиметра с ДУ Пусковая установка Mk 41 Lockheed Martin на 16 ячеек Противокорабельная система SeaRAM Raytheon Ракеты «земля-воздух» MHI Type 03 Chu-SAM Противокорабельные ракеты MHI Type 12 |
|
Оборудование РЭБ | Система NOLQ-3E | |
РЛС | Многоцелевой радар OPY-2 Х-диапазона
Датчики OAX-3 EO/IR Mitsubishi Electric |
|
Гидролокаторы | NEC OQQ-25 VDS с переменной глубиной
Противоминный OQQ-11 Hitachi Буксирная противолодочная акустическая система |
|
Системы управления | Боевая OYQ-1
Информационная OYX-1-29 |
|
Системы радиосвязи | Интеграционная мачта NORA-50 |
Фрегат JS Yubetsu — восьмой корабль из класса «Могами». Всю серию производит японская компания Mitsubishi Heavy Industries Maritime Systems. В оснащении присутствует американское оборудование.
Корабль JS Yubetsu способен вести противокорабельную и радиоэлектронную борьбу, ставить и обезвреживать мины. Главной его функцией называют ПВО. На корме фрегата расположена десантная палуба и ангар на один вертолет SH-60L Sea Hawk. Для поиска мин на корабле имеются два подводных дистанционно управляемых аппарата MHI OZZ-5 и два беспилотных катера.
Фрегат «Могами» JS Yubetsu обладает уменьшенной сигнатурой обнаружения. В конструкции его корпуса использованы технологии невидимости. Круговой центр управления отвечает за все процессы на корабле, от навигации до тушения возгорания. Благодаря автоматизации команда фрегата сократилась с 220 до 90 человек.
Проект: история разработки
С 1988 года оборону японских вод вели ракетные эсминцы класса «Абукума» и «Асагири». В 2015 году руководство военно-морского флота Японии решилось на техническую модернизацию и объявило тендер на строительство кораблей в «компактной оболочке». Победитель, компания Mitsubishi, обязалась спустить на воду 12 фрегатов к 2027 году. Конструкторы взяли за основу американский многофункциональный прибрежный корабль Freedom и обратились к технологиям «стелс».
После 2015 года работа над проектом «Могами» пошла интенсивнее. За предыдущие годы стала острой проблема набора личного состава из-за снижения рождаемости в стране.
Также возросла напряженность в геополитической обстановке. Острова Японии попали под угрозу со стороны Северной Кореи и Китая. Оставался неразрешенным вопрос о спорной территории — островах Сэнкаку. Китай мог заявить о своих правах на них. Судостроительный потенциал соседей развивался, поэтому Япония увеличила расходы на оборону.
В 2016 году на суд заказчика была представлена модель 30FF с новым корпусом, вооружением, гидроакустическими противолодочными и противоторпедными системами, технически более надежная по сравнению с предшественниками. Первый фрегат класса «Могами» FFM-1 спустили на воду в 2021 году.
Современная серия фрегатов — это дань памяти крейсерам, погибшим во Второй Мировой войне. В 30-е годы Япония не могла строить тяжелые корабли из-за Лондонского договора, ограничивавшего военно-морское судостроительство. Поэтому вместо кораблей водоизмещением в 10 тысяч тонн с верфей сошли четыре легких крейсера по 8 тысяч тонн.
Название первого корабля объединило всю серию. Крейсера участвовали в сражениях в Тихом, Индийском океане, в Филиппинском море. Флагман «Могами» погиб в заливе Лейте.
Заключенные контракты
Договор на строительство фрегатов «Могами» по-прежнему принадлежит компании Mitsubishi. Подрядчики входят в ее группу:
- Evergreen Heavy Industries;
- Nagasaki Shipyard & Machinery Works;
- Mitsui Zosen – Tamano Works.
Судостроительный завод в Тамано принадлежит Mitsubishi, поэтому по факту компания является и производителем кораблей. Условия заказчика выполнены — «Могами» компактны благодаря меньшему боезапасу ракетных установок, полной автоматизации, малочисленному экипажу и незаметности.
Выпуск восьмого фрегата запоздал на год. По плану его должны были спустить на воду в 2022 году. К 2025 году всю серию собирались принять на вооружение. Сделка в целом оценивается в 3 миллиарда долларов, а строительство одного корабля — в 390 миллионов долларов.
В 2020 году к производству фрегатов «Могами» присоединилась Индонезия. ВМС республики заинтересовались покупкой, а потом заключили договор с Японией, предусматривающий участие в строительстве. Легкие многофункциональные корабли более привлекательны по техническим характеристикам и цене, чем американский Freedom. Первая модель японского фрегата 30FF участвовала в международных выставках и ею интересовалась Австралия.
Оборонный бюджет Японии на 2024 год составляет 52,9 миллиарда долларов и работа над проектом «Могами» продолжится. Кроме утвержденных двенадцати, компания Mitsubishi построит еще дюжину фрегатов. Их строительство планируют начать в 2027 году и завершить в 2036 году. Новая партия обойдется дороже — 580 миллионов долларов за корабль.
Эксплуатируемые фрегаты
По контракту ежегодно на верфи строили два корабля одновременно. В октябре 2019 года с разницей в один день были заложены фрегаты «Могами» и «Кумано». Оба приняты на вооружение в 2022 году.
Корабль «Могами» строила компания Mitsubishi, а «Кумано» — Mitsui. Второй фрегат закончили раньше. «Кумано» быстрее прошел испытания и был введен в эксплуатацию на месяц раньше, чем «Могами».
С 2020 по 2022 год были заложены пять кораблей:
- «Ноширо»;
- «Микума»;
- «Яхаги»;
- «Агано»;
- «Нийодо».
В настоящее время на вооружении состоят четыре фрегата: «Могами», «Кумано», «Ноширо» и «Микума». Последний введен в эксплуатацию в марте 2023 года. Спущенный на воду в ноябре «Юбецу» будет проходить испытания и поступит в распоряжение ВМС Японии в 2025 году. В 2024 году планируется принять на службу фрегаты «Агано» и «Нийодо».
Еще одно пополнение ожидается в декабре 2023 года. На вооружение будет принят фрегат «Яхаги». Он предназначен для противоракетной обороны и борьбы с подводными лодками, для обеспечения безопасности передвижения в морских водах.
Первые семь фрегатов носят названия кораблей, потопленных во Вторую Мировую войну, а те были названы в честь рек Японии. В Стране Восходящего Солнца имена нарицательные имеют сакральный смысл. Новые корабли, видимо, призваны возродить славу почивших предков и завершить их дело, если потребуется.
Фрегаты «Могами» поражают надводные, воздушные и подводные цели, ставят и обезвреживают минные поля, ведут противовоздушную оборону. Японский проект считается достойной заменой прошлым и конкурентом современным кораблям.
Перспективы проекта
В 2023 году в работе у компании Mitsubishi находится девятый и десятый корабль из первой дюжины. Их спуск на воду планируется в 2024 году, а принятие в эксплуатацию — в 2026 году. В целом Морские силы Японии ждет полная модернизация от флотилий и эскадр до дивизий и бригад. Также продолжится работа по программе «Могами» в прежнем быстром темпе.
Каждый год производитель должен закладывать по два корабля. По мере появления новых единиц ВМС будут списывать старую технику. «Абукума» и «Асагири» уже готовятся уйти на пенсию. Миноносцы «Мурасамэ» спишут в последнюю очередь. Фрегаты «Могами», которые сойдут с верфи в следующие годы, будут более совершенными, чем первые модели.
Водоизмещение кораблей увеличится до 4800-6000 тонн. Главной их функцией будет противовоздушная оборона. Пусковая установка увеличится до 32 ячеек. Номенклатура боеприпасов расширится до ракет Type 12 высокой дальности и управляемых ракет A-SAM. Благодаря изменениям в вооружении повысится обороноспособность фрегатов.
В дополнение к вертолету на борту появится место для малой авиации — беспилотника-разведчика. Для усиления разведывательной функции будет усовершенствована мачта.
Японский проект удивителен высокой скоростью постройки, функциональностью и автоматизацией при относительно малых затратах. Идея комплексного центра управления, позволяющая сократить численность команды и снизить влияние человеческого фактора при решении боевых задач, достойна внимания. Но автоматизированное «сердце» корабля одновременно является его уязвимым местом. Поэтому фрегатам необходимо обеспечить высокую защиту и живучесть.