После распада Советского Союза российский флот долгое время «изнашивался» и приходил в негодность. Из-за нехватки финансирования судостроение в значительной степени деградировало и выживало в основном благодаря иностранным заказам. К счастью, значительную часть старого запаса различных технологий и наработок всё же удалось сохранить, что и позволило после улучшения экономической ситуации в стране вернуться к строительству военного флота. Одним из его представителей стал «Адмирал Григорович» сторожевой корабль с огромной огневой мощью. Она уже не раз была продемонстрирована как в ходе учений, так и во время реальных боевых действий.
Историческая справка
Еще в 60-е годы прошлого века в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург), в Северном проектно-конструкторском бюро, были разработаны многоцелевые боевые корабли проекта 1135 (шифр «Буревестник»). Первоначально они назывались сторожевыми, однако затем советская система классификации была изменена. В последующие годы «Буревестники» в официальных документах именовались большими противолодочными кораблями второго ранга.
Проект оказался весьма удачным для своего времени. Всего с 1968 по 1981 годы было построено 32 таких корабля, из них 11 – по улучшенному проекту 1135М). Предполагалось, что в последующем они будут постепенно заменяться на более крупные БПК первого ранга проекта 1155.
Кроме того, планировалось провести модернизацию уже построенных «Буревестников», вооружив их противокорабельными ракетами «Уран». Но главным направлением работ конструкторов Северного ПКБ, начиная с 1979 года, стало создание особой модификации исходного проекта, получившей обозначение 11351.
Эти корабли вновь стали называть сторожевыми. Предназначались они для пограничников и разрабатывались по особому заказу КГБ СССР.
Основным отличием кораблей проекта 11351 стало наличие кормовой вертолетной площадки. Для её размещения пришлось пожертвовать частью систем вооружения. Всего было построено девять таких кораблей, причем один из них, ПСКР «Киров», впоследствии был переименован в «Гетман Сагайдачный» и стал флагманом военно-морского флота Украины.
В 90-е годы для российских судостроителей начались тяжелые времена. О прежних масштабах государственных заказов не приходилось и мечтать, а нехватка финансирования поневоле заставляла руководство предприятий искать спасения за рубежом, отыскивая богатых иностранных покупателей. В этих условиях специалисты Северного ПКБ, взяв за основу проект 11351, создали его «экспортный» вариант, обозначенный как 11356 (Talwar по классификации НАТО).
Этой новой модификацией заинтересовалась Индия, которая как раз тогда стремилась обзавестись современными фрегатами (этот тип кораблей приблизительно соответствует по своим основным характеристикам советским БПК второго ранга). Был подписан контракт, после чего в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе, началось строительство трёх кораблей проекта 11356. В состав ВМФ Индии они были введены в 2003-2004 годах.
Новые фрегаты понравились заказчикам, в результате чего уже в 2006-м году был заключен договор на изготовление еще трех таких же кораблей в Калининграде, на прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». Тем временем экономическая ситуация в России заметно улучшилась, что позволило правительству задуматься о пополнении состава собственных военно-морских сил.
В 2010-м году состоялся тендер, участие в котором приняли компании «Адмиралтейские верфи», «Северная верфь», калининградский судостроительный завод «Янтарь», а также Амурский судостроительный завод и Балтийский ССЗ. Победитель конкурса получал право на выполнение государственного заказа, предусматривавшего изготовление серии фрегатов для пополнения Черноморского флота России.
Завод «Янтарь» с самого начала являлся фаворитом данного тендера. Еще до официального подведения итогов главнокомандующий ВМФ Высоцкий, беседуя с журналистами, говорил, что в ближайшие годы будут построены несколько новых российских фрегатов проекта 11356. В пользу такого решения говорило и то, что как раз в это время на «Янтаре» осуществлялась сборка кораблей для Индии – ясно было, что у завода имеется всё необходимое оборудование, а цикл серийного производства хорошо освоен.
Вскоре прогнозы оправдались, и уже в октябре 2010 года контракт между Министерством обороны РФ и судостроительным заводом «Янтарь» был подписан. Это соглашение предусматривало изготовление трёх фрегатов проекта 11356Р – «Адмирал Григорович», «Адмирал Эссен» и «Адмирал Макаров». Изменение обозначения указывало на то, что по своему оборудованию эти корабли будут отличаться от своих «собратьев», построенных по заказу Индии. Кроме того, предусматривалось обновление состава бортового вооружения.
Строительство корабля
18 декабря 2010 года в Калининграде состоялась церемония закладки «Адмирала Григоровича» — головного фрегата проекта 11356Р. Своё название этот корабль получил в честь Ивана Константиновича Григоровича, адмирала, ставшего последним морским министром Российской империи.
Этот человек известен в первую очередь благодаря разработанной им амбициозной программе по строительству флота, в соответствии с которой в составе ВМС к 1930 году должно было насчитываться не менее сорока линкоров.
Изготовление «Адмирала Григоровича» фактически началось в 2011 году. Тогда же был заложен и следующий фрегат проекта 11356 – «Адмирал Эссен». В целом работы осуществлялись по утвержденному ранее графику. Стоит отметить, что строительство головного корабля проходило в основном еще до начала бурных «украинских» событий 2013-2014 года. Это позволило своевременно получить все компоненты газотурбинной энергетической установки, изготовленной на заводе «Зоря — Машпроект» в городе Николаеве. Впоследствии, уже в 2015-м году, украинская сторона, ссылаясь на некий «форсмажор», политический подтекст которого вполне очевиден, сорвала поставки.
В 2014 году фрегат «Адмирал Григорович» был спущен на воду. Начались испытания, в ходе которых на корабле побывал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Это произошло в конце 2014 года, причем по итогам данного визита состоялось закрытое совещание с руководителями судостроительного завода «Янтарь». Темы обсуждения не раскрывались.
Этап государственных испытаний нового корабля начался весной 2015 года и продолжался вплоть до конца декабря. На последнем этапе были протестированы системы вооружений – комплекс противовоздушной обороны, а затем и крылатые противокорабельные ракеты. В марте 2016 года, после подписания приемосдаточного акта, «Адмирал Григорович» официально вошёл в состав Военно-Морского флота России, начался этап эксплуатации фрегата.
Эксплуатация
Служба нового боевого корабля началась непосредственно во время его перехода к предстоящему месту постоянного базирования. На пути в Севастополь «Адмирал Григорович» прошел через Средиземное море, где отработал взаимодействие с дальним противолодочным самолетом Ту-142. Целью совместного маневрирования было обнаружение субмарин условного противника. Кроме того, фрегат нанес визит на остров Мальта.
9 июня 2016 года «Адмирал Григорович» прибыл в Севастополь, главную базу Черноморского флота, а уже в следующем месяце с его участием были проведены учебные артиллерийские стрельбы, после которых экипаж осуществил упражнения по отражению воздушных налетов и запуску противокорабельных крылатых ракет.
Следующие учения, проводившиеся в конце августа того же года, предусматривали поиск субмарины условного противника. В качестве цели была использована одна из дизель-электрических подводных лодок типа «Варшавянка» (проект 636.3). Как известно, такие субмарины отличаются повышенной скрытностью, обнаружить их крайне трудно.
В конце сентября — начале октября фрегат вновь отправился в Средиземное море, к Ионическим островам. Были нанесены визиты в порты Лефкада и Корфу.
После этого «Адмиралу Григоровичу» пришлось принять участие в довольно печальной миссии: в декабре 2016 года близ Сочи разбился самолет Ту-154, на борту которого находились артисты знаменитого ансамбля песни и пляски имени Александрова. Фрегат, вместе с другими кораблями, был использован для поиска в воде обломков лайнера и тел погибших.
Весной следующего, 2017 года, в Черном море проводились совместные учения военно-морских сил Турции и России. «Адмирал Григорович» стал одним из участников этих маневров, во время которых на борт корабля поднимались командующие обоих флотов, Александр Витко и Вейсел Кёселе. После завершения учений фрегат был направлен к берегам Сирии на боевое дежурство, где и находился вплоть до середины июля.
Сентябрь 2017 года ознаменовался очередными учениями, во время которых проводились боевые стрельбы из артиллерийского оружия. Кроме того, отрабатывалось использование вертолетов Ка-27ПС и Ка-27ПЛ, которые совершили не менее 10 посадок на палубу «Адмирала Григоровича». В конце этого же месяца фрегат убыл в Средиземное море, став частью постоянной группировки российского флота в этом регионе.
На протяжении 2020 года «Адмирал Григорович» совершил еще несколько выходов в Средиземное море, несколько раз принимая участие в учениях. Наиболее крупномасштабные из них проводились в августе 2020-го.
В январе 2020 года начался плановый ремонт корабля. Работы проводились на севастопольском подразделении «Севморзавода» вплоть до марта 2020-го. Во время этого ремонта произошёл несчастный случай: один из членов экипажа по неосторожности упал с большой высоты и погиб. После завершения необходимых работ, уже в апреле, фрегат вновь отправился на службу в Средиземное море. 31 августа «Адмирал Григорович» вернулся в Севастополь, где пробудет вплоть до получения следующего задания.
Особенности конструкции
По своей конструкции фрегат «Адмирал Григорович» достаточно близок к пограничным сторожевым кораблям проекта 11351.
Несколько изменена конфигурация надстройки и корпуса, что позволило снизить радиолокационную заметность. Кроме того, если раньше основным конструкционным материалом были сплавы на основе алюминия, то в проекте 11356 им на смену пришла сталь.
Энергетическая установка
Корабль приводится в движение газо-газотурбинным агрегатом М7Н.1Э1 типа COGAG. В его состав входят следующие основные узлы:
- Два газотурбинных двигателя ДС-71. Они обеспечивают экономический ход. Мощность каждого составляет 8450 лошадиных сил (1500 на реверсе);
- Два газотурбинных двигателя ДТ-59. С их помощью фрегат может за короткий промежуток времени набрать максимальную скорость. Мощность каждого достигает 22 000 лошадиных сил (4500 на реверсе);
- Пять редукторов – по два двухскоростных РО63 и односкоростных РО58 и один вспомогательный Р1063.
Энергетическая установка размещена в двух машинных отделениях. Агрегат М7Н.1Э1 был разработан и изготавливался на украинском государственном предприятии «Зоря — Машпроект» (город Николаев). До 2014 года были осуществлены поставки трёх таких установок, что позволили оснастить первые три фрегата проекта 11356Р для Черноморского флота России.
Предполагается, что в дальнейшем на новые корабли будут устанавливаться двигатели, созданные НПО «Сатурн» (Рыбинск). Проблему с техническим обслуживанием поставленных ранее украинских моторов уже удалось успешно решить.
Электронное оборудование и система управления кораблем
На фрегат проекта 11536 устанавливается боевая информационно-управляющая система «Требование-М».
Она представляет собой объединенные в единую локальную сеть вычислительные средства, сопряженные по цифровому каналу с системами вооружения, навигации, радиолокации и связи. В состав БИУС включаются следующие автоматизированные рабочие места:
- АРМ командира для главного командного поста;
- АРМ командира для ходового командного поста;
- АРМ управления полетами;
- АРМ противовоздушной обороны;
- АРМ противолодочной обороны;
- АРМ борьбы с надводными целями;
- АРМ управления радиотехническими средствами;
- АРМ технического контроля.
Вычислительный комплекс построен на основе IBM-совместимых элементов электроники и использует операционную систему QNX. Функционирование АРМ обеспечивается процессорами Intel Pentium III.
В состав радиолокационного оборудования входит несколько отдельных станций:
- РЛС «Фрегат-М2ЭМ». Способна обнаруживать наиболее крупные цели на дистанции до 300 километром. Дальность обнаружения истребителей противника достигает 230 км, а ракет – 50 км. Низколетящие цели с минимальной поверхностью рассеивания (ПР) засекаются на расстоянии от 15 до 17 км;
- РЛС 3Ц25Э «Каштан». Обеспечивает целеуказание;
- РЛС 5П10Э. Предназначена для управления огнем. Имеет тепловизионный и электронно-оптический визир;
- РЛС МР-90 «Орех». Устанавливаются на бортах корабля, по две штуки на каждом. Обеспечивают подсветку целей;
- РЛС МР-212. Предназначена для решения навигационных задач.
Радиоэлектронное подавление обеспечивается комплексом ТК-25. Он создает активные помехи, препятствующие нормальной работе головок самонаведения управляемых ракет противника.
Гидроакустический комплекс фрегата состоит из двух отдельных станций, внутрикорпусной и буксируемой. К сожалению, точной информации о них сегодня не имеется. На экспортных кораблях проекта 11356 устанавливались Humsa APSON и SSN-137.
Компоновка корпуса
Наиболее заметной особенностью корпуса «Адмирала Григоровича» является полубак увеличенной длины – именно здесь размещена основная часть вооружения – артиллерийская установка, ЗРК «Штиль-1», установка для запуска противокорабельных крылатых ракет 3С14, а также реактивный бомбомет РБУ-6000.
В центральной части верхней палубы размещена надстройка с ходовым мостиком, жилыми помещениями и постами управления. Антенное оборудование устанавливается в основном на крыше надстройки. На корме расположена взлетно-посадочная площадка для вертолета. Ангар для его размещения и обслуживания находится в задней части надстройки, так же, как и пост управления полетами.
Внутреннее пространство корпуса разделено на 13 отсеков. Если любые три из них, находящиеся по соседству друг с другом, будут затоплены водой, корабль сохранит свою плавучесть. Топливные емкости находятся в самом низу, образуя двойное дно, занимающее до 80% от общей длины фрегата.
Вооружение
Фрегат «Адмирал Григорович» способен поражать надводные, подводные, воздушные и сухопутные цели как на ближних, так и на дальних дистанциях, используя для этого различные виды оружия.
Крылатые ракеты «Калибр»
Наиболее мощным оружием корабля является ракетный комплекс «Калибр-НК».
В его состав входят следующие средства поражения:
- 3М-54. Крылатая ракета, предназначенная для уничтожения надводных кораблей;
- 91Р1 или 91Р2. Предназначены для уничтожения подводных лодок;
- 3М-14. Дальнобойная крылатая ракета для уничтожения наземных целей с заранее известными координатами, которые закладываются в её навигационную систему.
Наиболее существенные характеристики этих ракет таковы:
3М54 | 91Р1 | 3М14 | |
Дальность полета | 220 км | 50 км | До 2600 км |
Боевая часть | Проникающая фугасная, 200 кг | Самонаводящаяся торпеда УГМТ-1 | Осколочно-фугасная, 450 кг |
Скорость полета | 0,8М на марше, 2,9М у цели | 2,5М | 0,8М |
Существует также «дозвуковая» версия ракеты 3М54, которая имеет дальность в 375 км и увеличенную до 400 кг проникающую фугасную боевую часть.
Запуск осуществляется из установки 3С14, в которой имеется восемь ячеек. Помимо «Калибров», её можно использовать для размещения ракет 3М55 «Оникс». По своим «противокорабельным» возможностям они выглядят несколько предпочтительнее, поскольку сохраняют сверхзвуковую скорость на всей траектории полета и обладают заметно более высокой дальностью.
В дальнейшем установку 3С14 предполагается заряжать также перспективными гиперзвуковыми ракетами «Циркон», которые являются на сегодняшний день «абсолютным оружием» — от них нет никакой защиты.
ЗРК «Штиль-1»
Основу противовоздушной обороны фрегата «Адмирал Григорович» составляет зенитно-ракетный комплекс 3С90М. Он известен под своим «экспортным» названием «Штиль-1», однако в российских ВМС, по всей видимости, будет использоваться обозначение «Ураган-Торнадо».
ЗРК взаимодействует с радиолокационными станциями корабля, получая от них целеуказание. Запуск может быть осуществлен по любому азимуту, что обеспечивается катапультной системой вертикального старта с последующим доворотом в нужном направлении. В состав комплекса входят три модуля, в каждом из которых имеется по 12 ракет (всего их 36).
Запуск может выполняться каждые две секунды, что заметно увеличивает «плотность» обороны. Используются ракеты 9М317М. Они представляют собой «морской» вариант зенитных ракет известного сухопутного комплекса «Бук». Поражение целей обеспечивается в зоне радиусом до 50 километров, диапазон высот – от 5 до 15 000 метров.
Первоначально предполагалось, что на кораблях проекта 11356 будут также устанавливаться две установки зенитного ракетно-артиллерийского комплекса «Палаш» (упоминалось также про ЗРАК «Кортик»), однако «Адмирал Григорович» оборудован вместо них обычными автоматами АК-630 с шестиствольными скорострельными пушками. Предназначены они для перехвата воздушных целей (в первую очередь противокорабельных крылатых ракет) на ближнем рубеже обороны.
В 2017 году на вертолетной площадке фрегата в экспериментальном порядке устанавливался сухопутный ЗРК «Тор-М2КМ». Этот комплекс привлек внимание военных моряков своей способностью к полностью автоматической работе, без вмешательства человека, а также наличием возможности вести огонь на ходу – другими словами, он фактически приспособлен к постоянной качке. Предполагается, что «Тор» мог бы резко усилить защиту кораблей от ПКР всех видов. Тем не менее едва ли он будет устанавливаться на «Адмирале Григоровиче» — скорее полученный опыт используют при создании новых фрегатов.
В состав вооружения корабля, помимо этого, входит реактивный бомбомет РБУ-6000, предназначенный главным образом для перехвата торпед, а также артиллерийская установка АК-190-01 с пушкой калибром 100 мм. Это орудие универсально – с его помощью можно уничтожать все цели, кроме подводных. Имеются на борту и два двухтрубных торпедных аппарата калибром 533 мм.
Для постановки пассивных помех может применяться комплекс ПК-10 «Смелый».
Управление огнем СУО «Пума»
Особой частью радиоэлектронного оборудования «Адмирала Григоровича» является система управления огнем «Пума». Она предназначена для наведения на цели артиллерийских установок АК-190-01 и АК-630. В состав «Пумы» входят:
- Обзорный радар;
- Телевизионный визир;
- Дальномер-целеуказатель (оптико-электронный);
- РЛС с активной фазированной решеткой. Сканирование – электронное.
Поиск целей и сопровождение четырех из них осуществляется автоматически. Наведение 100 мм пушки и 30-мм автоматов АК-630 – одновременное. Дальность обнаружения составляет до 21 километра.
Технические характеристики
Стандартное водоизмещение | 3 620 тонн |
Полное водоизмещение | 4 035 тонн |
Длина корабля | 124,8 м |
Ширина | 15,2 м |
Осадка | 4,2 м |
Максимальная скорость | 30 узлов |
Запас хода | 4 850 морских миль |
Автономность | 30 суток |
Численность экипажа | 180 человек основного экипажа + 20 десантников |
Максимальная дальность достигается при движении со скоростью в 14 узлов. Вооружение может быть использовано при волнении до пяти баллов. Обеспечена выживаемость экипажа в условиях радиационного и химического заражения.
Боевое применение
Помимо многократного участия в различных учениях и маневрах, фрегат «Адмирал Григорович» несколько раз использовался для нанесения ударов по реальным целям. Ими стали объекты, принадлежащие террористическим группировкам, действующим на территории Сирии.
Для уничтожения целей корабль применял ракеты «Калибр», осуществляя запуски из акватории Средиземного моря. В первый раз это произошло в середине ноября 2016-го. В конце июня 2017 года «Адмирал Григорович» вновь атаковал террористов, а спустя еще два месяца состоялся третий ракетный удар. По официальной информации, объекты террористических группировок во всех случаях были успешно поражены.
Достоинства и недостатки
Фрегат проекта 11356Р «Адмирал Григорович» представляет собой боевой корабль, в основном отвечающий современным требованиям войны на море. Он обладает следующими позитивными качествами:
- На корабле имеется универсальный комплекс высокоточного вооружения;
- Фрегат отличается хорошей мореходностью;
- Наличие вертолета заметно расширяет возможности корабля, обеспечивая поиск подводных лодок противника на большом удалении и давая возможность проводить поисково-спасательные операции;
- Боевая информационно-управляющая система достаточно современна и позволяет решать все навигационные задачи, а также уверенно обнаруживать и уничтожать основные виды целей;
- Снижена радиолокационная заметность корабля.
Из недостатков прежде всего приходится отметить не вполне удачный выбор силовой установки. Сама по себе она неплоха, но её «украинское происхождение» в значительной мере всё портит, затрудняя сервисное обслуживание.
Еще один очевидный минус – небольшой боекомплект для установки 3С14. Когда на борту для уничтожения подводных лодок, надводных кораблей и сухопутных целей имеется всего восемь ракет – этого явно недостаточно. Вероятно, противолодочную часть комплекса вооружения следовало бы сделать отдельной – это во многом улучшило бы ситуацию.
Замена ЗРАК «Кортик» на АК-630, вероятно, была осуществлена из-за нехватки финансирования. Это не лучший выход из положения – противовоздушная оборона на ближнем рубеже из-за такого решения выглядит явно ослабленной.
Необходимо учитывать, конечно, что «Адмирал Григорович» — это головной корабль в серии. Не исключено, что последующие фрегаты проекта 11356 будут обладать усиленным вооружением.