В послевоенный период в СССР шла активная разработка двух плавающих боевых машин на одинаковой базе: танка ПТ-76 и БТР-50П. Результативность проектов была высокой. Бронетранспортер, при разработке получивший номер 750, после многочисленных испытаний и доделок оказался необычайно успешным военным транспортом. Техническая особенность БТР в том, что эта машина способна стрелять во время преодоления водоема.
История разработки
Разработчик БТР-50П — конструкторское бюро Жозефа Яковлевича Котина. Руководил разработкой, завершившейся в 1952 году, ведущий конструктор Николай Федорович Шашмурин.
Весной 1950-го был выпущен первый опытный экземпляр БТР-50П, предназначенный для заводских испытаний. Менее чем за 3 месяца бронетранспортер с успехом преодолел 1500 км. Успешные заводские тесты дали старт государственным испытаниям. Для них в августе того же года были произведены два БТР.
Для испытаний БТР-50П, назначенных на 4-27 сентября 1950 года, была выбрана испытательная площадка близ украинского города Бровары. Бронетранспортеры действовали по министерской испытательной программе. Сухопутный путь пролегал по сельским дорогам Киевской области в долинах Днепра и Десны. Для плавательных испытаний были выбраны эти же реки, а также Великое озеро.
В ходе испытаний один БТР преодолел 1582 км, другой — 1642 км. По водоему каждый бронетранспортер проплыл около 300 км. Испытательная комиссия не выявила конструктивных недочетов, однако не признала прохождение испытания по установленной программе. Дело в том, что, несмотря на преодоление требующихся 1500 км, обе машины регулярно ломались, выходили из строя. Наибольшие дефекты показывали гусеничные механизмы и пулемет, кучность стрельбы которого не удовлетворила комиссию.
Также проверяющие отметили слишком громкий звук двигательных выхлопов, неудобное управление пулеметом, ненадежность гидроамортизатора. Бронетранспортеры оказались слишком массивными, широкими и высокими, что мешало погружать их на платформу для транспортировки по железной дороге, а также загружать и выгружать грузы и живую силу. Но были и положительные замечания комиссии. Выяснилось, что по некоторым параметрам БТР лучше установленных министерских требований: машины превзошли ожидания по скорости шоссейного хода и движения по водоему, по ходовому запасу.
В ходе государственных испытаний было преодолено маршевым ходом 3 отрезка пути по 200 км. Также проводились марши без остановок и в темное время суток. По результатам этих испытаний выяснилось, что БТР-50П способны преодолевать значительные расстояния на высокой скорости. Бронетранспортеры оказались способны переправлять через водоемы живую силу в количестве 20–24 человека, оружие калибром 85 мм с боевым комплектом и груз до 2 т.
Комиссия поручила Челябинскому компрессорному заводу и Всероссийскому научно-исследовательскому институту транспортного машиностроения исправить недостатки для завершающих государственных испытаний. В ходе доработки возникло немало дельных идей по оптимизации конструкции БТР-50П. В частности, было решено заменить погрузочный кран на лебедку.
Оптимизированные БТР появились летом 1951 года. Тогда же были проведены финальные государственные испытания на суше, на море и в разных климатических условиях. Бронетранспортеры выдержали все испытания с учетом установленной «планки» 1500 км. Осенью 1952 года бронетранспортеры были отправлены на войсковые испытания, которые с успехом прошли, выполнив все программные задания. Единственным отмеченным военными экспертами недочетом оказался крупнокалиберный пулемет ДШК. Военные посоветовали вообще убрать эту зенитную установку.
На вооружение армии СССР БТР-50П приняли в 1954 году. Серийное производство бронетранспортеров существовало в период с 1952-го по 1954 год.
Несмотря на все достоинства, БТР-50П оказался менее востребован, чем БТР-60. Причинами были массивность новой машины, повышенная стоимость и меньшая ресурсоемкость.
В 1954 году началась модернизация бронетранспортера. Появилась модель БТР-50ПА, на которую ставили пулемет Владимирова калибра 14,5 мм, позволяющий стрелять с вертикальным углом от -3° до +85°. В следующем году появились БТР-50П2 и БТР-50П4 с соответствующими зенитными комплексами ЗТПУ-2 и ЗТПУ-4. В 1958-ом был выпущен БТР-50ПК с бронированной крышей отсека для десантников и с пулеметом Горюнова калибра 7,62 мм.
Эти бронетранспортеры выпускались и на заграничных предприятиях. БТР, производимые на чехословацком заводе в Детве с 1958 года, назывались TOPAS OT-62C. В Китае аналогичные бронетранспортеры выпускали под названием WZ-511. Всего за весь период производства удалось выпустить примерно 5000 экземпляров БТР-50П всех разновидностей.
Конструкция и ее особенности
В десантный отсек бронетранспортера вмещаются 20 человек — это большое количество. Боевой вес машины 14 т. Корпус БТР-50П имеет защищающую от пуль броню. Изготавливали его сварным способом из бронепластин толщиной 4-10 мм.
Впереди бронетранспортера находится отсек управления, в середине — сектор размещения десантников, сзади — двигательно-трансмиссионная система. В экипаж БТР-50П входят двое специалистов: механик, сидящий слева, и командир, место которого находится с правой стороны.
В некоторых моделях БТР вместо крыши снимаемое тентовое покрытие, защищающее десантников от ультрафиолета и осадков.
БТР работает на дизельном двигателе В-6ПВГ, имеющем мощность 240 л.с., расположенном продольно корпусу. Двигательно-трансмиссионную систему БТР-50П получил от «родственника» — легкого плавучего танка ПТ-76. В результате, как и танк, бронетранспортер характеризуется повышенной проходимостью, устойчивостью, маневренностью, запасом хода на воде и суше.
Благодаря перечисленным качествам, БТР-50П стал поставляться не только мотострелковым батальонам, но и морским пехотинцам.
В корме бронетранспортера над двигательно-трансмиссионным блоком находятся откидывающиеся аппарели, предназначенные для транспортировочного закрепления артиллерийского и минометного оружия, автомобилей. БТР-50П способен перевозить минометы калибром 120 мм, артиллерийские установки калибров 57, 76, 85 мм, а также машины ГАЗ-67 и ГАЗ-69. Для подъема грузов предусмотрена лебедка с тяговой силой 1500 кгс.
Серийные БТР-50П либо шли без базового оружия, либо с пулеметом Горюнова (СГМБ) калибра 7,62 мм. В 1956-ом на бронетранспортер установили пулемет Владимирова (КПВТ) 14,5 мм, который закрепили на турели с бронированной «спинкой» на командирском люке. Однако этот вариант БТР с усиленной мощью стрельбы так и не был принят на вооружение.
Технические характеристики
Основные тактико-технические характеристики БТР-50П представлены в таблице.
Вес | 14,3 т |
длина с учетом крюка для буксировки | 7070 мм |
ширина | 3140 мм |
высота без учета пулеметной установки | 1940 мм |
высота с учетом пулеметной установки | 2550 мм |
клиренс | 370 мм |
передняя броня | 6-8 мм |
бортовая броня | 6 мм |
удельная мощность | 16,7 л.с. на т |
максимальная шоссейная скорость | 45 км/ч |
максимальная скорость на воде | 10 км/ч |
запас шоссейного хода | 250 км |
запас хода на воде | 60 км |
наибольший проходимый уклон | 38° |
наибольший проходимый крен | 18° |
наибольшая проходимая преграда | 1,1 м |
наибольшее проходимое углубление | 2,8 м |
Модификации
За период выпуска БТР-50П создано несколько модификаций плавучей машины:
- TOPAS OT-62C — версия, разработанная в 2010-ом заводом имени Малышева. Модификация БТР подразумевала установку пушки ЗТМ1 калибра 30 мм (или 2А72), пулемета КТ 7,62 мм (либо ПКТ), гранатометной автоматической системы АГС-17 и противотанковой ракетной системы «Конкурс». Силовой механизм заменен на двигатель УТД-20, обладающий 300 л.с. (или на дизельный двигатель ЗТД-2 350 л.с. с 5-тупенчатой коробкой передач и планетарной поворотной системой). Такая модификация бронетранспортера способна двигаться по ровным поверхностям со скоростью 60 км/ч.
- БТР-50П от предприятия «Муромтепловоз». Был установлен боевой комплекс, включающий пушку 2А72 30 мм, пулемет калибра 7,62 мм и гранатометную автоматическую систему АГ-17. Силовая система представлена дизельным четырехтактным двигателем ЯМЗ-7601 300 л.с., дополненным гидрообъемным рулем и механической коробкой передач. Весит такой бронетранспортер 15,7 т, зато шоссейная скорость достигает 63 км/ч.
- БТР-50ПКМ от белорусского предприятия. Основная цель модернизации — улучшение эргономики. Была обновлена и усилена двигательно-трансмиссионная система. Шоссейная скорость повысилась до 60 км/ч, а ходовой запас составил 450 км.
- БТР-50S — экспортная модель от сербской компании, появившаяся в 2005 году. Отличается пушкой М91Е-II 30 мм, пулеметом М-86 «Zastava» калибра 7,62 мм, дымовым гранатометным комплексом М-78 с 4-мя элементами, противотанковой ракетной установкой 9М14М «Малютка».
- БТР-50ПМ — версия от индонезийского производителя с обновленной силовой установкой 270 л.с., максимальной шоссейной скоростью 50 км/ч и ходовым запасом 400 км. Экипаж этого бронетранспортера включает 3 человека, но десантироваться могут лишь 14 солдат.
- PAL-AFV — еще одна, более свежая, модификация БТР-50П из Индонезии с двигателем 300 л.с. и преобразованным «носом» корпуса. Вес бронетранспортера увеличился до 14,7 т, зато шоссейная скорость возросла до 60 км/ч, а ходовой запас достиг 480 км.
Эксплуатация
В первой половине 1950-ых БТР-50П использовались мотострелковыми подразделениями. В комплексе с плавающими танками ПТ-76 они предназначались для стремительной переправы через водные препятствия в вооруженных конфликтах без применения ядерного оружия. Такелаж, предусмотренный на бронетранспортере, позволял транспортировать именно тяжелое оружие мотострелковых подразделений.
Модели БТР-50П с оружием калибра 85 мм представляли собой фактически самоходные артиллерийские установки, обеспечивающие поддержку пехотных сил огнем. Исключение — БТР-50ПК.
БТР-50П оставались на вооружении, пока их не заменили БМП-1. В дальнейшем бронетранспортеры стали базой для разработки машины техпомощи и дистанционного разминировщика УР-67. Машина техпомощи получила более высокую крышу, ее назначением стала техническая поддержка мотострелковых батальонов. Разминировщик внешне не отличается от бронетранспортера, только имеет на крыше пусковую установку для запуска неуправляемых ракет с шнуровым зарядом. Он используется инженерными войсками, его ракеты расчищают минные препятствия для прохода военного транспорта.
В конце 1950-ых производитель продал производственную лицензию чехословацкому предприятию. Тамошние инженеры немного оптимизировали конструкцию бронетранспортера. БТР с усиленным двигателем и видоизмененными люками поступил на вооружение Чехословацкой армии в 1962 году.
Поляки производили лицензированные бронетранспортеры под названием TOPAS-2AP. Эти БТР отличались башней польского производства с двойной пулеметной установкой ПКТ/КПВТ. Ими пользовалась 7-я дивизия береговой защиты Польского войска.
Значительное количество TOPAS OT-62C и БТР-50П поставлялось на экспорт. Эти бронетранспортеры состояли на вооружении армии ГДР, Болгарии и других балканских стран, Вьетнама, Израиля, Индии, Финляндии, КНДР, многих африканских государств.