ЗРК «Нева», или другими словами, С-125 по описаниям и характеристикам является одной из лучших установок ПВО. Это средство для защиты неба от противника и возможностью выпускать ракеты, отвечая зеркально. Комплекс был популярен не только на территории СССР, но также производился на экспорт. За время существования было создано около 500 экземпляров без учета модификаций.
История разработки
Зенитно-ракетный комплекс С-125 «Нева». У комплекса есть другое название, для экспорта используют обозначение «Печора». По классификации Министерства обороны США и НАТО, установка имеет другую маркировку – СА-3goa.
Установка принята на вооружение ВС Советского Союза во второй половине 1961 года. На экспорт за время существования и выпуска продали всего 400 установок. Главным разработчиком считается научное предприятие «Алмаз» имени академика Расплетина. Установка предназначена для того, чтобы поражать воздушные цели на подлете малых или средних высот. Комплекс относится к категории всепогодных, поражает цели по встречке, а также вдогон, может обстреливать цели с учетом радиолокационных поправок.
Первыми зенитно-ракетного установками, прототипами были модели С-25, а также с-75, разработанные на территории СССР и США. Основной задачей машин было поражение высокоскоростных высотных целей на полигонах. При испытаниях было отмечено достижение высокой эффективности, но заказчики хотели обеспечить применение таких установок на большем диапазоне скоростей и высот, учитывая действие вероятного противника.
Те установки, которые шли под маркировкой 25,75, могли поразить цели только на расстоянии 35 километров. Для 1950 годов это были хорошие результаты, но требовалось улучшить показатели.
Тогда в Советском Союзе начались работы над первым комплексом маловысотного типа, прошло 8 лет. К 1965 году наметился ряд требований к ракетному оружию. Руководитель конструкторского бюро Расплетин озвучил сотрудникам цель работы. Направление было взято на создание комплекса, который будет перевозиться, продемонстрирует повышение возможности поражения маловысотных целей в воздухе, а также ответит дополнительному требованию по перехвату цели, летящей со скоростью 560 метров за секунду на высоте от 100 до 500 метров.
Дальность перехвата при этом будет составлять 12 километров. Одно из преимуществ – мобильность установки. За действием будут следить 9 различных технических средств, а также средства радиолокационной разведки управления и связи. Элементы этой системы должны быть спроектированы на автомобильной базе или обеспечить транспортировку автомобильными двигателями по железным дорогам, морским путем.
Взятие на вооружение
Работу поручили конструкторскому бюро «Факел» с генеральным конструктором Павлом Грустневым во главе. Испытания комплекса начались в 1961 году, тогда комплекс был принят на вооружение для военно-морского флота. Варианты для ВМФ носили название «Волна», «Волна М».
С 1964 года установка пополнилась новой ракетой, конструкция отличалась маневренным двигателем, более мощной боевой частью. За счет этого увеличилась скорость и размеры зоны поражения.
Особенности конструкции
Ракетный комплекс получил достаточную точность наведения ракет. В тех условиях, когда удар отражался от земной поверхности, для результативности использовалось сканирование пространства при условии прочесывания перпендикулярных плоскостей.
Во время приема эхосигналов или ответчиков ракет для зондирования целей предназначался специальный узкий луч, который формировался с помощью отдельной антенны. Ракету, разработанную конструкторским бюро, относили к категории двухступенчатой. Ракета оснащалась ускорителем, маневренным двигателем, работала на твердом топливе.
Зенитно-ракетный комплекс обеспечивал обстрел одной цели, которая летит со скоростью 1,5 тысячи километров, а точность достижения цели составила 0,98 процента.
Технические характеристики
Тактико-технические характеристики свидетельствуют о том, что максимальная скорость составляет 560 метров. Максимальная дальность последней модели доходит до 32 километров, хотя опорная установка имела всего 16 километров.
Вероятность поражения рассчитывается как 0,98 процента с точностью до 20 километров. Время, которое занимает полет на максимальную дальность, составляет 4 минуты.
Где применялся ЗРК
ЗРК С-125 активно применяется, начиная с 1970 года на международной арене:
- На территории Египта весной 1970 года воздушное пространство было защищено советской 18-ой зенитно-ракетной бригадой. Тогда было зафиксировано использование С-125, были инициированы вылеты 35 ракет. За время работы сбито 9 израильских и 1 египетский самолет. По мнению израильского ветерана, установки С-125 полностью поменяли ситуацию на военном поле. Министр обороны Израиля заявил, что военно-воздушные силы не могли уничтожить зенитно-ракетные комплексы, в связи с чем ВС Израиля полностью утратили превосходство в воздухе. Это помогло египтянам под защитой советских зенитчиков продвинуться на 20 километров вперед.
- Следующий вооруженный конфликт – война Судного дня. Осенью 1973 года С-125 провело 61 стрельбу. Было сбито 20 самолетов.
- Ирано-иракская война. С середины 1980-х годов успешно отбивались атаки Ирана. ЗРК С-125 помог иракским войскам.
- Сирийская война. Весной 2015 года сирийский комплекс «Печора» сбил американский беспилотник Predator, который вторгся в воздушное пространство Сирии. Затем силами ПВО были использованы комплексы «Печора», чтобы отразить удар США и союзников. По официальным данным МО РФ, союзники США применили 103 крылатые ракеты, средства ПВО Сирии успешно перехватили 71 крылатую ракету. В отражении удара были задействованы также «Бук», «Куб», «Панцирь».
- Известно, что С-125 использовались для того, чтобы оборонять Белград. Тогда авиация НАТО использовала крылатые ракеты для бомбардировок Югославии. «Печора» последней модификации, оснащенная тепловизором, сбила самолет-невидимку под маркировкой Ф-117.
В ходе Приднестровского конфликта был зафиксирован случай с Миг-29. Эта ситуация связана с попыткой молдавских сил разрушить мост, связывающий Днестр и Бендеры с Тирасполем. Этот маневр был нужен для того, чтобы отрезать Бендеры от левого берега реки. На задание военное руководство отправило 3 самолета модели МИГ-29. Но при бомбардировке участвовало лишь 2 самолета. Они сбросили бомбы, но припасы не достигли цели. 2 бомбы попали в жилые дома, где никто не жил, так как население давно покинуло их.
Тогда стало известно, что расчеты российского ЗРК поймали сигнал прилета МИГ-29 и уничтожили из установки третий самолет, посланный на задание. Этот инцидент полностью отрицался властями официального Кишинева. Но власти Советского Союза наградили офицера, который сразил самолет из «Невы», бывшей на вооружении во время Приднестровского конфликта.
Модификации
Установка С-125 была настолько популярна, что имела несколько разных вариантов модификации:
- Для противовоздушной обороны Советского Союза были созданы три последовательно идущих друг за другом комплекса: «Нева», «Нева-М», «Нева-1». Для каждого из комплексов увеличивалась дальность стрельб: от 16 километров до 22 километров. Помимо этого для последней модификации применили способ стрельбы вдогонку.
- Что касается модификации для военно-морского флота, то здесь были созданы такие модели, как «Волна», «Волна М», «Волна М2».
- На экспорт производились следующие установки: «Печора», «Печора М», «Печора 2М».
Что касается современных модификаций, то в России большинство С-125 было заменено на С-300, а затем снято с вооружения. Задачей модификаций стало создание комплексов, привлекательных для экспорта.
В 2000 году выпущены модификации комплекса «Печора» и «Печора-2», которые имеют большую дальность и способны работать по нескольким целям. «Печора 2М» использовалась для поражения крылатых ракет.
С 1999 года российско-белорусский консорциум под названием «Оборонительные системы» работал над модернизацией египетских С-125. Тогда установки ввели в эксплуатацию как «Печора «МТ».
Польское военное руководство создало на основе С-125 другие средства ПВО. Здесь заменили аналоговые компоненты цифровыми, повысили надежность и точность всей установки. Помимо этого было установлено 4-осное шасси, а также улучшен обмен данными.
Российская версия С-125 «Нева» доведена до «Печоры» с помощью модернизации всех компонентов системы, начиная с двигателя, заканчивая следящими системами. Кроме того, в России существует комплекс, где ракеты с боевой частью заточены под самоликвидацию.
«Печора 2D» – так называется более поздний вариант украинской модернизации комплекса. Предварительные испытания прошли осенью 2010 года. По данным разработчика, модернизация позволила создать 15-летний ресурс. База была полностью заменена на работу на твердом топливе. Помимо этого установка получила спутниковую навигацию, а также технический контроль и автономное энергетическое обеспечение.
При этом была расширена зона поражения воздушных целей. Она достигла 27 километров. Увеличилась высота предельно допустимого значения, которая составила 21 километр. Были улучшены качества головок самонаведения, особое внимание уделили защите головок от истончения и допущения неточностей.
Помимо этого есть белорусский вариант глубокой модернизации, он предназначен для борьбы с современными средствами воздушного нападения, когда инициирована обстановка глубокой радиолокационной помехи. Над этим проектом белорусские инженеры работали около 3 лет. Удалось создать средство, которое одинаково хорошо борется с установками по созданию шумовой помехи или по глушению собственного сигнала, необходимого для точной работы.
Глубокая модернизация С-125 позволила повысить все основные тактико-технические характеристики. Дальность поражения ЗРК увеличена до 28 километров, обнаружить цель получается на расстоянии до 1000 километров. Двигатель заводится за 24 секунды. Кроме того, повышена защита от помех, а дальность обнаружения помех сокращается в два раза.