Эту боевую машину создавали в рамках грандиозной программы по разработке национального турецкого танка. По техническим характеристикам Altay схож с южнокорейской моделью танка K2 Black Panther, он должен стать заменой немецким машинам Leopard и американским M60 и M48, которые в настоящее время эксплуатируются турецкими вооруженными силами. На проект разработки танка для турецкой сухопутной армии затрачено 500 миллионов долларов.
История разработки
В 1990-е турецкие военные чиновники решили, что пора армии обзавестись более совершенными танками 3-го поколения. Турция ввела тендер на приобретение соответствующих боевых машин. Участниками тендера стали немецкие, французские, американские и украинские танкостроительные компании: Leopard, Leclerc, Abrams, Ятаган. Для сравнения боевых машин от разных производителей на турецких полигонах в 2000 году были организованы испытания.
Российские производители в тендере участвовать не стали. Сомнения вызвал тот факт, что турки потребовали до начала сравнительных тестов предоставить полный пакет технической документации на предлагаемый танк. Свое требование Турция объясняла тем, что планирует выкупить производственную лицензию на машину, которая победит в тендере.
В дальнейшем выяснилось, что подозрения российских производителей не оказались безосновательными. Турция не заключила контракт на закупку танков ни с одной из участвовавших в тендере компаний, покупать лицензию тоже не стала. Зато у турецких разработчиков остались все полученные технические документы.
Вместо закупки новых танков турки в тот период модернизировали устаревшие американские модели M60 и M48, немецкие Leopard-1. Прошло аж 10 лет с момента объявления тендера, как турецкие военные власти объявили старт программы по разработке собственного национального танка. Такой проект выйдет для государственной казны дешевле, чем покупка производственной лицензии.
Победителем нового тендера в 2005 году стала турецкая автомобильная компания Otokar. Это крупный производитель, вот уже полвека выпускающий на турецкий и международный рынок гражданские и военные автомобили. Из последних наиболее примечательных разработок компании следует назвать легкий бронеавтомобиль Cobra. В марте 2005-го Секретариат турецкой оборонной промышленности заключил с Otokar контракт на сумму 400 миллионов долларов на разработку национального танка. При подписании контракта присутствовали премьер-министр Реджеп Эрдоган, представители субподрядных компаний, а также министр национальной обороны Южной Кореи.
Присутствие последнего участника объясняется тем, что техническим консультантом проекта была выбрана южнокорейская компания Hyundai Rotem. Она известна как производитель танка K1, выпуск которого начался в 1985-ом на основе американской машины M1 Abrams, и модели K2 Black Panther, разработанной корейцами самостоятельно.
Ходят слухи, что 10-летняя задержка в создании турецкого танка связана с тем, что турки отдали тендерную техническую документацию корейцам, на основе которой те создали свои Black Panther.
Несмотря на слухи, компания Otokar и турецкие оборонные чиновники уверяют, что танк Altay, созданный с целью ослабления зависимости государства от закупок импортной военной техники, — сугубо национальный проект, для производства которого турецкие конструкторы разработали множество уникальных схем, узлов и механизмов. Конструкторские и правовые документы будут оставаться собственностью Турции.
Новый турецкий танк назван именем Фахреттина Алтая — генерала, командира 5-го корпуса кавалерии, освободителя Измира в период борьбы за независимость, начавшейся в 1919 году. Конструкторы запланировали за 7 лет создать 4 опытных экземпляра. Осенью 2010-го была завершена трехмерная модель. Производитель Otokar представил полноразмерный макет машины на международной выставке оборонной продукции IDEF, проходившей в Стамбуле в 2011 году.
Конструкторы предполагали, что на проектирование танка потребуется 2,5 года. Но туркам удалось справиться с работой на несколько месяцев быстрее. 5 ноября 2012 года компания Otokar презентовала 2 опытных экземпляра Altay на военной базе в провинции Сакарья. Один экземпляр танка использовали для проверки ходовых способностей, второй — для испытания огневых возможностей. На испытательный полигон машины поступили в 2015 году.
Особенности конструкции
Конструкция танка Altay скомпонована стандартно. В корме находится двигательно-трансмиссионная система. Центральную часть занимает боевой комплекс. А в носовой части расположен блок управления. Экипаж включает 4 человека — это обычное количество для танка, лишенного автоматической системы заряжания. В экипаж входят командир, механик, заряжающий и наводчик.
Являясь «потомком» южнокорейской модели Black Panther, турецкий танк Altay перенял от нее все технические усовершенствования, кроме автоматической заряжательной системы. Технические и конструкционные особенности турецкого танка на 60 % совпадают с корейским «родственником».
Как и южнокорейский танк Black Panther, турецкая машина Altay будет дорогой военной «игрушкой». На момент выхода первых опытных экземпляров в 2012 году стоимость одной машины оценивалась в 5,5 миллиона долларов.
Механик сидит в центральной части блока управления, благодаря чему ему удобно вести машину. Над механиком находится бронированный люк, крышка которого не раскрываемая, а сдвигаемая в сторону. Крышка оснащена 3-мя устройствами наблюдения. Заряжающий находится в башенном отсеке, с левой стороны от пушки. Над ним расположен люк с крышкой, раскрывающейся в заднюю сторону. В этот люк не только залазит заряжающий, но и загружаются снаряды. Командир и наводчик находятся с правой стороны от пушки. Залазят в танк они поочередно через один люк, крышка которого распахивается назад.
Танк Altay оснащен гидропневматической подвеской. Отличные двигательные способности танка обеспечиваются мощной двигательной установкой и автоматической трансмиссией. С двигателями возникла проблема. Первые экземпляры оснащались силовой турбодизельной установкой мощностью 1500 л.с. от немецкого производителя MTU Friedrichshafen»и автотрансмиссией Renk.
Для серийного производства турки планировали создать собственный дизельный двигатель мощностью 1800 л.с., но разработка такой силовой установки затормозила, из-за чего программа создания национального танка никак не выйдет на финишную прямую.
Сначала турки вели переговоры с японским производителем моторов Mitsubishi Heavy Industries о том, чтобы вместе создавать двигательную систему. Но в 2014-ом японцы окончательно отказались от проекта. Тогда, весной 2015 года, военные заключили контракт на 190 миллионов евро с турецким производителем Tumosan, согласившимся разработать двигатель для танка Altay. Эта компания, известная в Турции с 1975-го, поставляет на рынок дизельные двигатели для сельскохозяйственной техники.
Проектировкой башни занимались турецкие конструкторы. Это сварная конструкция, в корме которой находятся пушечные снаряды, некоторые части кондиционера, а также дополнительная двигательная установка. С наружной стороны башни закреплены резервуары для хранения запчастей, как на французских танках Leclerc.
Башня у Altay массивнее, чем у Black Panther, что обусловлено усиленным бронированием и необходимостью размещения четвертого члена экипажа. Броня состоит из статической композитной и динамической защиты. Благодаря ей, вес танка составляет 60 т. Это внушающая цифра, но в то же время не такая уж большая в сравнении с самыми современными машинами без автоматической системы заряжания.
Так, американская модель от Abrams M1A2C весит аж 68 т. Легче по сравнению с моделью Altay только танки, оснащенные автоматической заряжательной системой. Например, китайская машина 99A2 весит 58 т, и считается тяжелой среди моделей с системой заряжания, а вес южнокорейского танка Black Panther составляет лишь 55 т.
Боеукладка Altay не изолирована специальной заслонкой. Турецкая машина дополнена защитой от оружия массового уничтожения.
Вооружение
Пушку 120 мм для боевой машины Altay создали турецкие конструкторы, пользуясь технологическими наработками немцев при создании орудия Rh-120 L/55 Rheinmetall для К2 Black Panther. Гладкоствольная пушка турецкого танка дополнена контроллером искривления ствола, термозащитной оболочкой и эжектором для отсасывания газов.
В боекомплект для пушки входят стандартные для таких боевых машин подкалиберные бронебойные снаряды с оперением и отделяющимся поддоном. В комплект входят кумулятивно-осколочные и осколочно-шрапнельные снаряды. Предусмотрен боезапас на 57 выстрелов. Значительное количество боекомплекта с небезопасными зажигающимися гильзами размещается в отсеке с экипажем.
Вспомогательное оружие на машине Altay — соединенный с пушкой пулемет калибра 7,62 мм. На башенной крыше за люком командира установлен еще один пулемет 12,7 мм. Он крепится к модулю, который управляется командиром дистанционным способом.
Производители оружейного комплекса Altay — Hyundai Rotem, турецкая военно-промышленная компания Roketsan и Организация турецкой машиностроительной и химической промышленности.
В Altay установлен современный модуль автоматизированного управления выстрелами Volkan III. Командир и наводчик пользуются прицельно-наблюдательными системами, позволяющими видеть в дневное и ночное время, имеющими двухплоскостную стабилизацию. Эти системы оснащены тепловизорами, лазерными дальномерами, оптической техникой. Командирская прицельно-наблюдательная система панорамная, позволяет обозревать на 360° вне зависимости от движения башни.
Технические характеристики
Тактико-технические характеристики турецкого танка Altay представлены в таблице.
Вес | 60 т |
длина без пушечного ствола | 7,73 м |
длина с направленным вперед пушечным стволом | 10,3 м |
ширина | 3,97 м |
высота | 2,64 м |
калибр ствола | 55 |
мощность дизельного двигателя | 1500 л.с. |
запас шоссейного хода | 500 км |
скоростной максимум при движении по шоссе | 70 км/ч |
преодолеваемая вертикальная преграда | 1 м |
преодолеваемое углубление | 2,8 м |
глубина прохождения вброд | 1,2 м |
Применение и будущие планы на танк
Пока выпуск национального турецкого танка застопорился на двигателях. Весной 2020 года руководитель оборонной промышленности Исмаил Демир заявил, что оцениваются два варианта двигательной установки, одна из которых, по слухам, электрическая. Но второй вариант кажется невыполнимым из-за недостаточного запаса хода у такой двигательной системы.
Из-за возникших проблем турки будут оснащать первые серийные экземпляры все-таки немецкими двигателями MTU MT883 Ka501, хотя производитель боевых машин все же надеется получить турецкие дизели, над созданием которых трудится компания Otomotiv Sanayi ve Ticaret.
100 машин у Турции планирует приобрести Катар. Также покупателем значился Пакистан, но из-за проблем с двигателями он отказался от покупки, выбрав китайские танки VT-4.
В будущем турки планируют модернизировать машину. Будет создана версия T2 с оптимизированной броней и усовершенствованным оружием, модель T3 с автоматической заряжательной системой и башней без размещения экипажа.