ИС-7 — опытный образец тяжелого советского танка, разработанного в послевоенные годы. По техническим особенностям модель была инновационной, но в силу исторических изменений производственных процессов было выпущено лишь несколько предсерийных экземпляров. По описанию и техническим характеристикам танка ИС-7 можно понять, почему, несмотря на невостребованность, его технические решения были применены при серийном производстве другой бронетехники.
История создания танка
В конце Великой Отечественной войны активно начало развиваться тяжелое танкостроение. Причиной такого внимания к производству тяжелой бронетехники стала гонка вооружений между СССР и Германией. Войска Вермахта стали регулярно получать танки с надежной броней и мощным вооружением.
После войны Наркомат танковой промышленности, превратившийся в 1946 году в Министерство транспортного машиностроения, запустил программу усовершенствования военных бронемашин посредством устранения конструктивных недочетов. Целью было продление эксплуатации танков в регулярной армии. Одним из проектов в рамках программы стала разработка тяжелого танка, начавшаяся еще в 1944 году. Новая бронемашина должна была стать воплощением всех ранних наработок по конструированию тяжелых танков.
Воплощением проекта занялись конструкторы бюро Жозефа Котина, работавшие на базе завода №100. Проект был поддержан и признан перспективным самим наркомом Лаврентием Берией. Первые проектные образцы получили номера 257, 258, 259. Они различались меж собой видом трансмиссии: были механические и электрические варианты.
Работа над образцом №260 стартовала уже после войны в Ленинграде. К реализации проекта привлекли опытных конструкторов из примерно 20 научных учреждений. В ходе разработки ученые создали свыше 25 технических решений, которые ранее не применялись в бронемашинах.
Лобовая часть танка ИС-7 имела «щучью» форму, но не так выступала вперед, как у предыдущих похожих танков. Конструкторы планировали установить спаренные дизельные двигатели В-16 общей мощностью 1600 л.с. Трансмиссия должна была стать электромеханической, как в предшествующей модели ИС-6. Листы брони располагались под значительным углом, формируя внутри пустые пространства, в которые конструкторы поместили топливные баки.
Башня ИС-7 была приплющенной, литой. Выбранным для тяжелого танка оружием стали 3 танковых пулемета, 2 пулемета Владимирова 14,5 мм и пушка калибра 130 мм. В таком виде бронемашина была выполнена только в форме полноразмерного деревянного макета.
Проект с кодовым названием
В 1946 году на базе наработок по тяжелому танку стартовал новый проект, получивший кодовое название №260. На Кировском заводе собрали 2 прототипа. Первую бронемашину, выпущенную 8 сентября 1946-го, испытали пробегом. На скорости, достигающей 60 км/ч, танк преодолел 1000 км, что соответствовало проектным требованиям. В вот второй прототип, выпущенный 25 декабря того же года, преодолел лишь 45 км.
Производством парной силовой установки на основе дизельных двигателей В-16 должен был заняться завод №800. Но завод не выполнил заказ в установленный срок. В дальнейшем испытания монтированного парного дизельного блока показали, что идея совмещения 2-х двигателей несостоятельна. Тогда Кировский завод, у которого оставалось совсем мало времени до завершения проекта №260, заказал у авиационного предприятия №500 авиадвигатель АЧ-300 мощностью 1500 л.с. Этот двигатель переделали под танковый, присвоив название ТД-30. Испытания двигателя оказались вполне удачными, отрицательно на результативность повлияло лишь неудовлетворительное качество конструкции двигателей.
Трансмиссия танка ИС-7 была 2-х видов. Первая — коробка 6-ти передач с 2-ступенчатым поворотным механизмом. Вторая — механическая коробка 6-ти передач с планетарным 4-ступенчатым поворотным механизмом. Управлялись оба механизма посредством гидравлических сервоприводов.
Инновационными элементами в танке ИС-7 стали 2-сторонние амортизаторы, усиленные катки и пучковые торсионы. Гусеницы в ширину составляли 71 см, имели литые траки, сцепляющиеся прорезиненными металлическими шарнирами. Благодаря такой конструкции, гусеницы гораздо тише двигались, а траки меньше изнашивались. Хотя производство такой конструкции было непростым.
Вооружили танк ИС-7 пушкой С-26 калибра 130 мм с щелевым тормозом и зарядным механизмом, повышающим скорость стрельбы до 6 выстрелов за минуту. Также на бронемашине стояли 6 пулеметов калибра 7,6 мм с электроприводом и один пулемет 14,5 мм.
Необычная конструкция
Хотя танк ИС-7 — фактически модификация тяжелой машины ИС-3, на нем применили большое количество инновационных идей, использовавшихся в танкостроении еще много лет.
Скомпонована бронемашина классическим способом. Блок управления представлял единую систему с боевым отсеком. Блок управления компактно размещался в «носу» машины, где находилось место механика. Для облегчения наведения оружия были предусмотрены электроприводы, которыми управлял наводчик. Для ускорения стрельбы 25 снарядов, размещенных в башенной корме, была предусмотрена подача посредством транспортера. Поскольку снаряды были тяжелыми, экипаж танка был дополнен еще одним человеком. Всего в состав экипажа входили командир, механик, наводчик, два заряжающих.
Корпус ИС-7 состоял из однородных плит разной толщины. Передняя часть танка бронировалась 3-мя плитами толщиной 15 см. Борта для обеспечения повышенной прочности изготавливались не сварным методом, а сгибались под прессом. Каждый борт состоял из 2-х плит: скошенных верхних 15 см и вогнутых нижних 10 см. Корма состояла из нижней плиты 10 см и значительно скошенной верхней 6 см. Толщина крыши составляла 3 см, дна — 2 см.
Литая башня была 4-местной, очень массивной, но низкой, со значительным скосом брони. В области кормы башенная броня составляла 9,4 см, в передней части — 21 см. Оружейная маска в толщину составляла 35,5 см.
Предшествующие модели №260 прототипы танка ИС-7 оснащались танковой версией морского двигателя М-50. Это был 12-цилиндровый V-образный 4-тактный дизель, имеющий мощность 1050 л.с. и эжекционную систему охлаждения. Трансмиссия по мере развития прототипов менялась: сначала была 6-ступенчатая с 2-ступенчатым поворотным механизмом, но к моменту выпуска предсерийных экземпляров стали ставить 8-ступенчатую коробку с разными поворотными механизмами.
Ходовая система образована 7-ю спаренными катками, имеющими металлические ободы. Подвеска торсионная, независимая. Гусеницы сцеплялись посредством цевочного механизма. Перематывали гусеницу задние колеса.
Вооружение ИС-7
Главным оружием танка ИС-7 стала нарезная пушка С-70 130 мм. Это было очень мощное по тем временам оружие, созданное на основе корабельной пушки аналогичного калибра. Снаряд массой 33,5 кг вылетал со скоростью 900 м/с. Оборудование соответствовало корабельным артиллерийским агрегатам: пушка обладала вертикально направленным частично автоматическим клиновым затвором, дульным тормозом с одной камерой, механизмом управления выстрелами и заряжательной системой с электроприводом.
Механизм управления выстрелами наводил дуло с учетом прицела. Оснащенность снарядами была рассчитана на 30 выстрелов, использовались бронебойные снаряды и осколочные фугасы. Их устанавливали над днищем боевого сектора и в углублениях над гусеницами.
Кроме пушки, на ИС-7 было установлено 8 пулеметов. Один крупнокалиберный пулемет и два пулемета РП-46 стояли на пушечной маске. Второй крупнокалиберный находился на турели на башенной крыше. 2 пулемета РП-46 были закреплены на башенной корме, стреляли назад, а еще 2 аналогичных — на полках над гусеницами, они стреляли вперед. Пулеметный боекомплект включал 400 патронов на оружие 14,5 мм, 2500 — на калибр 7,6 мм.
Пушка С-70 стала опытной танковой моделью с механизированным принципом боеукладки с электроприводом. В нижней части механизма находилось 6 гильз, а сверху — 7 снарядов. В середине цапфовым методом монтировался лоток досылателя. Чтобы зарядить оружие, сдвигались каретка поперечной подачи и досылатель. Скорость стрельбы в 5 раз была выше, чем при ручном методе укладки. Дистанция выстрелов фугасами при возвышении 15° достигала 16000 м.
Технические характеристики
Тяжелый танк ИС-7 имеет следующие тактико-технические характеристики:
- вес — 68 т;
- длина без ствола — 7,38 м;
- длина со стволом — 10 м;
- ширина — 3,4 м;
- высота — 2,48 м;
- мощность двигателя — 1050 л.с.;
- удельная мощность 15,4 л.с./т;
- шоссейная скорость — 60 км/ч;
- скорость движения по сложному рельефу — 30 км/ч;
- запас движения по шоссе — 300 км;
- брод — 1,5 м;
- подъем — 30°;
- вместимость топливных баков — 1300 л;
- давление на грунтовую поверхность — 0,97 кг/см2.
Модификации танка
Всего было произведено 2 опытных образца №260, а также 2 комплекта башен и оснований для испытаний на стрельбищах. На протяжении 1946-го оба танка подверглись активному тестированию в заводских условиях. В августе 1947 года, завершив испытания, инженеры сконцентрировались на усовершенствовании танка ИС-7. В итоге между изначальной моделью №260 и конечным образцом ИС-7 существовали некоторые различия:
- Танк №260 имел меньшую ширину бронированного корпуса, другую конструкцию и крышу двигательного и трансмиссионного блока.
- Модель №260 имела другую форму башни с выраженной нишей в корме. Лобовая часть имела толщину 24 см, но на испытаниях оказалась неудачным вариантом, поэтому в модели ИС-7 ее заменили. Башенный погон в диаметре составлял 2000 мм.
- Боекомплект модели №260 составлял 30 выстрелов гильзового пушечного заряжания, 300 патронов 14,5 мм и 2000 патронов 7,6 мм, то есть меньше, чем у танка ИС-7.
- Силовая установка танка №260 иная: V-образный, 4-тактный, 12-цилиндровый дизель ТД-30 с вентиляторной системой охлаждения, центробежным приводом и большей мощностью, составляющей 1200 л.с.
Применение и эксплуатация
И заводские, и государственные испытания ИС-7 оказались успешными. Бронь выдерживала удары танковых снарядов 128 и 130 мм. Танк оказался практически неуязвимым, при этом развивающим приличную скорость.
Однако на испытаниях не обошлось без ЧП. Когда танк подвергали обстрелу, у него отвалилась подвеска с катком. Снаряд, проскользнув по изогнутому борту, оказался в плохо зафиксированной детали. У другого опытного танка во время испытательной езды воспламенился двигатель. Погасить пламя не удалось. Благо, члены экипажа успели покинуть машину. Танк выгорел дотла.
В 1949 году был оформлен госзаказ на производство 50 экземпляров ИС-7. Однако, едва Кировский завод начал производство, вышло постановление о том, что бронетехника весом более 50 т не востребована, а значит, производство придется свернуть. Оборонную промышленность переориентировали на производство средних по весу танков, которые, во-первых, были дешевле, во-вторых, более соответствовали веяниям времени. В эпоху ракетного вооружения применение тяжелых танков потеряло смысл. Да и транспортировать по железной дороге машины, весящие более 50 т, в то время было практически невозможно. Ни единого серийного танка ИС-7 так и не было произведено.