AMX-56 «Леклерк» — современный танк французского производства, относящийся к основной боевой категории. Новую модель разработали для замены физически и морально устаревшей бронемашины AMX-30. Были улучшены практически все узлы и детали машины: от брони до оружия. Но главная особенность и достоинство танка AMX-56 Leclerc — самая современная и высокотехнологичная электронная система управления.
История создания
Разработчик нового танка — французский концерн Nexter (ранее называвшийся GIAT). Разработка машины шла долго, первые инженерные наработки датируются 1960-ыми. Около 20-ти лет понадобилось, чтобы определить технические нюансы танка, поэтому активная стадия разработки началась лишь в 1980-ые.
В 1986 году появилось 6 опытных экземпляров танка Leclerc. Финансово в разработке участвовали Арабские Эмираты, которые с самого начала планировали импортировать эту французскую технику. Серийное производство стартовало в 1990-ом, когда было выпущено 4 танка. Однако выпуск следующих двух партий, включающих вкупе 17 бронемашин, был отменен из-за необходимости доработки, устранения некоторых недочетов конструкции. Партии №4 и №5 оказались успешными.
Официально серийное производство было запущено в 1992 году. Партии с №6 по №9 были выпущены с учетом предусмотренных инженерами улучшений, касающихся электронной информационно-управляющей системы танка. А прежние экземпляры были тоже доработаны в соответствии с этими преобразованиями.
Название «Leclerc» танки получили по фамилии знаменитого французского генерала, маршала Филиппа Леклерка де Отклока, который в 1944 году командовал дивизией, освободившей Париж.
В годы разработки Франция не была даже отдаленно передовиком в производстве бронемашин, поэтому конкурирующие производители пропустили мимо глаз новую разработку. До создания еще более технологичного южнокорейского танка K2 Black Panther французская модель AMX-56 Leclerc считалась самой дорогой.
В 2004 году в результате очередной модернизации была установлена новая информационно-управляющая система, способная распознавать «своих» на поле боя, и улучшена броневая защита. В 2010-ом производство танков Leclerc прекратилось. В 2015-ом была утверждена новая модернизация уже имеющихся танков, призванная продлить эксплуатационный срок до 2040 года. Общее число произведенных танков составило около 800 единиц, что как раз соответствует требованиям французской армии в бронетехнике основного назначения.
Конструкция танка
Скомпонован танк «Леклерк» классическим способом. Отсек управления занимает лобовую часть, двигательно-трансмиссионная система расположена в корме, а боевой отсек — в средней части танка. Французский танк отличается от многих основных натовских бронемашин тем, что имеет заряжательный автомат, благодаря чему количество членов экипажа сокращено до 3-х человек: механика, наводчика, командира.
В качестве командира и наводчика в экипаж танка AMX-56 принимаются военнослужащие ростом не более 182 см. А рост механика должен быть до 176 см.
Также внедрение заряжательного автомата поспособствовало существенному снижению веса брони при сохранении уровня защиты. А меньший вес, в свою очередь, повысил подвижность бронемашины.
Автоматическая заряжательная система — нехарактерное явление для машин НАТО, оно более типично для советских танков. В лобовой части французский Leclerc защищен в 2 раза надежнее, чем любой натовский танк. Причем французы не стали ставить на свой AMX-56 динамическую защиту, которая, разлетаясь на осколки, может серьезно травмировать пехоту, а максимум защиты предусмотрели для башенной крыши, чтобы защитить ее от воздушной атаки.
Башня и корпус танка AMX-56 Leclerc созданы из композитного материала, составленного послойно из керамических и стальных элементов. Бортовые поверхности накрыты щитами от кумулятивных снарядов, а лобовую часть на шарнирном креплении висят стальные пластины толщиной 20 см. Такую броню имеют передние катки, направляющие двигательные механизмы и зона расположения механика.
Представленная конструкция брони удобна в эксплуатационном плане, при необходимости ее несложно заменить в боевых условиях. Лобовая защита толщиной 70 см устойчива к удару снаряда 120 мм. Башенная броня способна защитить от противотанковой управляемой ракеты. По уверению французских разработчиков, лобовая часть устойчива к подкалиберным снарядам, направленным под углом 30° к броне.
Особенность башни танка AMX-56 Leclerc — низкое расположение. Благодаря этому, сам танк стал ниже, а значит, снизилась его уязвимость перед вражескими снарядами.
Основное оружие на танке AMX-56 — гладкоствольная пушка CN120-26 120 мм французского производства, ствол которой имеет 52-ой калибр. Ее особенность — высокая стартовая скорость оперенных подкалиберных снарядов. Она существенно выше, чем у иных натовских танковых орудий. Ствол пушки имеет чехол теплоизоляции. Эжектора нет, выходной канал продувается воздушной струей.
В башне установлены автоматическая заряжательная система и транспортер ленточного типа на 22 выстрела. Автомат оснащен системой распознавания до 5-ти видов снарядов, поэтому экипажу не нужно заботиться о распределении боеприпасов. Зарядка осуществляется через загрузочный кормовой люк в башне или изнутри машины наводчиком.
Боевой комплект рассчитан на 40 выстрелов. 22 снаряда лежат в заряжательном автомате, а еще 18 вспомогательных штук в барабанной установке. Автоматическая система обеспечивает максимальную техническую частоту выстрелов — 15 за минуту, а эффективная частота стрельбы, как в статическом состоянии, так и во время движения составляет 10 выстрелов за минуту.
Боекомплект AMX-56 Leclerc включает снаряды нескольких видов:
- подкалиберный бронебойный, стартующий со скоростью 1800 м/с;
- кумулятивный осколочный — 1100 м/с;
- фугасный;
- в виде картечи;
- с механизмом определения времени разрыва.
Помимо пушки, танк Leclerc снабжен гранатометным агрегатом Galix. Он состоит из 2-х комплексов по 9 гранатометов калибра 80 мм. Они расположены в бортовых зонах башенной кормы. В боевой комплект входят 4 дымовые гранаты, 2 тепловые, 3 противопехотные.
Башенный орудийный отсек закрытый, поэтому внутри танк защищен от загазованности при стрельбе.
Вращается башня посредством электромоторов, которые более компактны и эргономичны, если сравнивать с гидравлической системой и гидроэлектроприводом. А еще система устойчива на пламени. Башня французского танка способна развернуться на 180° лишь за 4-5 секунд. Такая особенность позволяет экипажу тайно держать на прицеле вражескую технику, чтобы затем быстро и внезапно выстрелить.
На танке «Леклерк» установлен V-образный 8-цилиндровый дизель с системой жидкостного охлаждения, показывающий мощность 1500 л.с. при 2500 оборотах за минуту. Двигатель оснащен компрессором, работающим посредством газотурбинной силовой установки. То есть двигатель включает в себя способности газовой турбины. А по размерам танковый дизель AMX-56 не больше двигателя AMX-30.
Автоматическая трансмиссия связана с двигателем гидротрансформатором. Фрикции автоматически контролируются цифровой системой, устанавливающей оптимальную связь между скоростными показателями и подходящим крутящим моментом. Силовой комплекс сконструирован и установлен так, что заменить его можно за полчаса.
AMX-56 Leclerc имеет 3 пары опорных прорезиненных катков и 3 роликовых поддерживающих узла. Подвеска индивидуального типа, действующая на гидропневматической основе. Детали подвески выведены за корпус, что упрощает ремонтные и обслуживающие мероприятия. Гусеничная лента шириной 635 мм снабжена шарнирными резиново-металлическими узлами и покрытой резиной ходовой дорожкой, что позволяет двигаться по асфальтированным шоссейным дорогам.
Сиденья экипажа комфортные, оснащены гасящим вибрационные волны механизмом и регулировочными узлами. Прицелы имеют ленточный амортизатор для головы, не дающий ударяться о них лицом. Чтобы членам экипажа было удобно забираться в танк, башенная крыша и верхние панели корпуса имеют шершавое нескользящее пластиковое покрытие.
Управляющая система
Пушка наводится на объект посредством СУО — системы управления огнем, которая является частью ТИУС — танковой информационно-управляющей системы. В СУО входят:
- многофункциональный прицел HL60 с лазерным дальномером, принадлежащий наводчику;
- прицел с панорамным обзором и тепловизором HL70, за которым работает командир;
- перископическая система;
- действующий в 2-х плоскостях стабилизатор орудия;
- автоматический определитель погодных условий;
- лазерный визир изгиба нагревающегося ствола;
- компьютерная система, согласовывающая функционирование всех элементов.
Прицел наводчика включает дневную оптику, обеспечивающую увеличение ×3,3 и ×10, и телевизионный канал, увеличивающий до значения ×10. Командирский прицел оснащен дневной оптикой, увеличивающей до ×2,5 и ×10. Тепловизор к командирскому прицелу переводится от системы наводчика. Модернизированный тепловизор Atos позволяет выявлять крупные цели на дистанции 5000 м в темное время суток и при неблагоприятных погодных условиях.
В состав СУО входят 8 командирских перископов и 3 для наводчика. При обнаружении цели одним нажатием на кнопку пушка автоматически поворачивается в нужном направлении. Пока танк стреляет, командир может заниматься дальнейшим выявлением целей, отправляя информацию в прицельную систему наводчика. О любых ошибках и сбоях уведомляет голосовой передатчик, в памяти которого закреплены 600 ситуаций.
СУО активируется очень быстро, уже спустя минуту после подключения система готова работать. Эффективную стрельбу AMX-56 может вести во время езды по сложному рельефу со скоростью до 35 км/ч. А в статическом положении танк за минуту уничтожает 6 целей. Заряжая автомат, не нужна подача разных снарядов в определенном чередовании: автоматическая система сама определит нужный боеприпас.
Электроника, которой напичкан танк AMX-56 Leclerc, настолько сложная и современная, что, публикуя фотографии машины изнутри, журналисты поначалу иногда путались, переворачивали картинку вверх тормашками.
ТИУС танка Leclerc связана со всеми главными системами и узлами машины, управляет двигателем, противопожарным механизмом, коробкой передач, заряжательным автоматом. Предусмотрена навигационная система, корректируемая спутником NAVSTAR, УКВ радиолокационная станция PR4TG с защитой от помех и вражеских средств радиолокационной борьбы. ТИУС предоставляет информацию о локации танка, наилучшем маршруте, работоспособности машины, расходовании снарядов и топлива, позволяет общаться с экипажами других бронемашин и контрольным пунктом.
Вся информация преподносится в графических и символьных обозначениях на многоцветные дисплеи. Исходя и сказанного, можно представить машину AMX-56 Leclerc как единый сложный организм, управляемый мозгом — ТИУС. Такая впечатляющая система управления обусловила высокую стоимость французского танка, чем обусловлена ограниченность его производства и применения. Единица техники стоит 9,3 миллиона долларов. Для сравнения, производство единицы танка Т-90 обходилось в 4 миллиона.
Модификации
Танки «Леклерк» подверглись множеству модификаций:
- Ключевая модель AMX-56 Leclerc выпускалась первой, в период с 1992-го по 2006 год произведено 406 экземпляров. Сегодня эти машины реализуются только на экспорт, а на их основе созданы нижеперечисленные модели.
- AMX-56 Leclerc Tropik — модификация на экспорт в жаркие страны, оснащенная мощным кондиционером. Установлен двигатель MTU883 Ka-501, показывающий 1650 л.с., встроен зенитный пулемет, предусмотрены вспомогательные кормовые и бортовые орудийные боксы. Не предусмотрено оснащение для преодоления водоемов. Создано 388 экземпляров.
- DNG/DCL Leclerc — модель для ремонтных и эвакуационных мероприятий. Весит такая машина 35 т, башня на ней заменена бронированной рубкой, в лобовой части предусмотрен люк механика. Спереди прикреплен отвал, как у бульдозеров. А с правой стороны установлен гидравлический подъемный кран для грузов до 30 т. На командирской башне на рубке установлен пулемет 12,7 мм. Произведено 66 экземпляров.
- AZUR Leclerc — модификация, предназначенная для боя в городских условиях. Разработана в 2006-ом. Конструкция включает щиты от противотанковых гранатометов, систему защиты от зажигательных смесей, пулемет 7,62 мм. Предусмотрены беспроводная связь и рупор, чтобы делят объявления на городских улицах и предупреждать о чем-либо горожан.
- XLR Leclerc — новейшая модель танка, разработанная в 2016 году. Улучшена электронная система управления и усилена броня.
Технические характеристики
Тактико-технические характеристики танка Leclerc представлены в таблице.
Длина | 9,9 м |
ширина | 3,7 м |
высота | 2,9 м |
вес | 54,6 т |
шоссейная скорость | 71 км/ч |
скорость по сложному рельефу | 50 км/ч |
запас шоссейного хода | 550 км |
удельная мощность | 27,5 л.с./т |
удельное давление на земную поверхность | 0,98 кг/см2 |
преодолимый подъем | 31° |
преодолимое препятствие | 1,2 м |
преодолимое углубление | 3 м |
глубина преодолимого по дну водоема | 1 м (4 м при наличии специального оснащения) |
Применение
В военных действиях танк Leclerc участвовал пока 2 раза:
- в 1999 году при натовской операции в Косово — были отправлены 15 танков Leclerc;
- в 2015 году при конфронтации Арабских Эмиратов и Йемена — действовало 70 машин.
Участие танков Leclerc в этих военных операциях было весьма ограниченным, не подразумевающим серьезных действий. Поэтому точную оценку эффективности французских машин на поле боя дать пока невозможно. Но военные представители ОАЭ были довольны танками: их машины в ходе конфликта пострадали незначительно, лишь несколько подорвались на минах с возможностью восстановления.
Сегодня AMX-56 Leclerc состоят на вооружении Франции (свыше 200 машин), Эмиратов (380 экземпляров) и Иордании (80 единиц).