Универсальный советский броневик БА-64

БА-64 выпускался во время Второй мировой войны. Относится к классу легковых бронеавтомобилей. В основе транспорта лежит шасси ГАЗ-64 и технологические решения немецких броневиков, доставшихся нашей стране в качестве трофеев.

БА-64 помогал солдатам в разведовательных операциях и поддерживал пехоту при наступлении. Также мог преследовать противника по бездорожью. Когда война закончилась, бронетранспортёр использовали в образовательных учреждениях. С вооружения техника снята в 1946 году. Осуществлялся экспорт в союзные государства.

История создания

БА-64

17 июля 1941 года руководство горьковского автомобильного завода поручило конструкторскому бюро начать проектировать новый легковой бронеавтомобиль. Руководителем назначили В.А. Грачёва. Конструкторы планировали перенести БА-20 на новое шасси. От идеи отказались, так как бронезащита старого транспорта не соответствовала современным требованиям. Новый проект разрабатывали с оглядкой на предвоенные опытные образцы, а также на чертежи трофейного германского броневика.

Первоначальное наименование — 64-Б. Руководство поставило задачу разработать короткий автомобиль, чтобы длина корпуса минимально выступала за пределы рамы. Это привело к сжатию внутреннего оснащения. Лёгкую машину с высокой проходимостью планировали использовать во многих как защитных, так и наступательных операциях. Инновацией в разработке стало введение резкой дифференциации бронезащиты.

БА-64 в полевых условиях

Корпусу присвоили название ГАЗ-125. Его разработкой занимались лучшие инженеры горьковского предприятия. В середине октября конструкторы представили два вида компоновки. После этого занялись адаптацией шасси ГАЗ-64 под броневой автомобиль. Комплектующие сначала получили индекс 64-Е, а затем 64-Ж. Готовый корпус продемонстрировали в конце ноября 41-го года.

Первый прототип собрали в начале января 1942 года. В этот же день техника провела свой первый заезд. По ходу него обнаружили единственный недостаток — низкую прочность подвески. В течение следующих суток изъян устранили, после чего продемонстрировали готовый образец военному руководству.

Испытания транспорта длились до середины февраля. Ушло много времени на доработку подвески, так как при каждом испытании она выходила из строя. 17 февраля прошла генеральная демонстрация в Москве, на которой технике присвоили окончательное название — БА-64. 14 марта вышло постановление о принятии бронемашины на вооружение.

Конструкция

Схема БА-64

Загрузка...

Корпус и башня

Противопульная защита сделана по дифференцированному типу. Для сборки бронекорпуса использовали катаные листы броневой стали. Между собой их соединяли посредством сварки. Толщина листов зависит от места расположения и года выпуска машины. Все части имеют наклон не менее 30 градусов.

Различный наклон листов сделан не просто так. Эта особенность конструкции обеспечивала повышенный уровень безопасности от винтовочных и бронебойных пуль на различных дистанциях. В улучшенной модификации с индексом «Б» использовалась сталь марки 77. Это позволило улучшить пулестойкость. В нижних листах расположили два люка, с помощью которых проходила загрузка и выгрузка экипажа. Капитан для этого также мог использовать башню.

Корпус БА-64

Башня — усечённая пирамида с восемью гранями. Угол наклона стенок — 30 градусов. Толщина листов на первых моделях — 9 миллиметров, в будущем увеличена до 10 миллиметров. Поворотная колонка обеспечивала вращение башни. На экземплярах последних лет к крыше крепили ролики опоры для улучшения устойчивости башни. Капитан мог зафиксировать положение с помощью ручного зажима. Верхняя часть открытая. В комплектацию входил надевающийся тент для защиты от дождя.

Вооружение

Основное вооружение БА-64

Основное орудие — пулемёт ДТ-29. Вертикальная наводка обеспечивалась за счёт турельной установки. Для горизонтального прицеливания приходилось поворачивать всю башню. При ведении огня стрелка защищал лобовой броневой лист, в котором проделана амбразура для орудия. Из неё пулемёт можно вынимать для стрельбы по воздушным целям. Существует возможность полного снятия вооружения для использования за пределами транспорта.

Диоптический прицел позволял поражать наземные цели на расстоянии до 1 500 метров. Прицельный механизм имеет несколько режимов настроек, каждый из которых соответствует определённой огневой дистанции. Наводка на воздушные цели осуществлялась с помощью кольцевого прицельного механизма. Максимальная дистанция поражения по воздуху — 500 метров. К дополнительному вооружению относятся гранаты Ф-1 и орудие членов экипажа.

Наблюдение и связь

Лобовой лист оснастили люком, через который водитель мог просматривать местность. Специальный смотровой прибор использовался им же для обзора в ходе боевых операций. Триплексное защитное стекло выдерживало пулевое попадание. Также предусмотрена броневая задвижка. В модификации 64Б для водителя предусмотрели лючки с броневыми задвижками. Благодаря ним он получил обзор боковых сторон.

Капитан состава осматривал местность через открытый верх башни или амбразуру для пулемёта. По бокам башни есть щели, защищённые триплексным стеклом и заслонками. В 64Б триплексные стекла заменили на зеркальные перископические устройства.

Большинство экземпляров не имели средств связи. Некоторые машины получили радиостанции РБ-64-142200 или 12РП. БА-64Б качество связи улучшили за счёт установки радиостанции 12РПБ. Дальность связи во время стоянки — 8-15 километров (зависит от условий местности), во время движения — до 4 километров.

Моторно-трансмиссионный отсек

Двигатель БА-64

Под капотом находился карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ, имевший четыре цилиндра. Охлаждение осуществлялось жидкостной системой. При 2,8 тысячах оборотах достигалась максимальная мощность — 50 лошадиных сил. Переделка силовой установки позволила использовать низкосортные бензин и масло (в случае необходимости). Объём топливного бака — 90 литров. Для модификации 64Б усовершенствовали конструкцию карбюратора и мотора. Мощность повысили до 54 лошадиных сил при том же количестве оборотов.

Сцепление сухого типа состояло из одного диска. МКПП имела четыре передние и одну заднюю скорости. Машину БА-64 оснастили раздаткой с одной ступенью. С помощью неё деактивировался передний мост. Мосты соединили с раздаткой с помощью двух карданных валов. Вторая мировая война требовала простую и надёжную конструкцию трансмиссии, с чем инженеры и справились. В начале 1943 года в устройство добавили механизм, который исключал возможность одновременного включения первой и задней скоростей.

Ходовка

Модель ходовки БА-64

Колёсная формула 4х4 определяла высокий уровень проходимости. Два четвертьэллиптических рессора и гидравлические амортизаторы (имеются на каждом колесе) являются основой передней подвески. На заднюю подвеску инженеры установили полуэллиптические рессоры и два гидравлических амортизатора. Для повышения устойчивости добавили стабилизатор торсионного типа. В начале 1943 года переднюю подвеску оснастили двумя дополнительными амортизаторами, а также повысили прочность рессор.

В БА-64Б конструкторы расширили колею. Это привело к улучшению устойчивости. Благодаря этому из конструкции исключили стабилизатор. В 1944 году после комплексных работ увеличена прочность всей ходовки.

Маневрирование осуществлялось за счёт управления передними колёсами с помощью рулевого механизма. Он состоял из глобоидального червячного привода и двойного ролика. Торможение осуществлялось за счёт колодок на всех колёсах. Во время военных операций использовались пуленепробиваемые шины с губчатым наполнением. Недостаток этого варианта — низкая максимальная скорость (40 км/ч). Пневматические шины использовались, когда отсутствовала угроза начала военных действий.

Модификации

Модификации БА-64

БА-64 бронеавтомобиль получился отличной разработкой, поэтому на его основе собрали несколько модификаций. Их использовали для достижения различных целей. Самыми распространёнными стали:

  • 64Б — улучшенный вариант первоначальной версии. В его основе лежат конструкционные решения ГАЗ-67;
  • БАШ-646 — штабная модификация. В зависимости от поставленных задач применялись разные виды бронекорпуса;
  • 64Д — пулемёт ДТ-29 заменили на ДШК. В некоторых чертежах модель имела обозначение «64ДШК»;
  • 64Е — вариант с увеличенным кузовом, вмещавшим в себя экипаж до шестерых человек;
  • 64В и 64Г — модификация для железнодорожной отрасли. Транспорт передвигался по рельсам;
  • БА-643 — концептуальный образец полугусеничного снегохода.

ГАЗ выпускал этот бронетранспортёр с 1942 по 1945 года. За это время, с учётом всех разновидностей, выпущено 9 110 экземпляров.

Какой можно сделать вывод?

БА-64 на фронте

БА-64, несмотря на короткий период серийного выпуска, имеет богатую историю. Он сыграл немаленькую роль в победе Советского Союза во Второй мировой войне. Хорошо сохранившуюся машину можно посмотреть в Нижегородском Кремле. Некоторые технические чертежи до сих пор хранятся в архивах горьковского автомобильного завода.

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б 1942 года

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б

Технические характеристики

  • Годы выпуска: 1942-1946 гг.
  • Всего произведено: 5209 шт.
  • Заводы-изготовители: Горьковский автомобильный завод.
  • Разработчик: Конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода.
  • Боевое применение: Великая Отечественная война.
  • Боевая масса: 2,42 т.
  • Экипаж: 2 человека.
  • Габариты: длина — 3660 мм, ширина — 1680 мм, высота — 1850 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ (боекомплект — 1280 патронов).
  • Толщина брони: 6-15 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип — 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность — 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 80 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 250-450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,4 м, ров — 0,5 м.

Создан на основе шасси бронеавтомобиля БА-64. В результате модернизации боевая машина стала обладать повышенной устойчивостью к опрокидыванию. БА-64Б предназначался для решения задач командирской разведки, связи, сопровождения автоколонн.

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б

Загрузка...