Что бы не пропустить лучшие материалы с сайта

А также задавать вопросы в комментариях и получать ответы

Средний броневик БА-6

БА 6 — советская бронемашина среднего класса, которая имела три оси (6х4) и шасси грузовика ГАЗ-ААА. Техника использовалась различными подразделениями Красной Армии в конце 30-х — начале 40-х годов прошлого столетия. После старта серийного выпуска осуществлялся экспорт в другие страны.

Общая информация

БА-6

Шестая модель являлась продолжением третьей. Её кузов перенесли на новое шасси, применив несколько доработок. Основные отличия от БА-3:

  • Прочность соединения корпуса с шасси увеличена;
  • Боковые двери моторного отсека делали из цельного листа;
  • Заднюю дверь упразднили;
  • Над двигателем сделали дополнительный лючок для увеличения поступающего охлаждающего воздуха;
  • Тросы для открытия жалюзи перед радиатором заменили тягами;
  • В лобовом листе и задней части сделали щели для применения «Нагана»;
  • Ремни для крепления гусеничных цепей заменили крюками.

В этом списке указаны основные изменения. В действительности их гораздо больше, но они менее значимы.

Конструкция

Схема БА-6

Интегрирование старого корпуса на новое шасси осуществлялось посредством обрезания задней части рамы на 40 сантиметров. На вертикальные полки лонжеронов сваркой крепили 10 кронштейнов. На них надевали кузов и закрепляли болтами. Расстояние между передней осью и задними колёсами — 1 060 миллиметров. Прочность передней рессоры повысили тремя пластинами.

Корпус БА-6

Технические характеристики:

  • Длина — 4,9 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,4 м;
  • Колёсная формула — 6х4;
  • Мощность силовой установки — 40 лошадиных сил;
  • Максимальная скорость — 43 км/ч;
  • Ход без дозаправки — 130-200 км (зависит от дорожных условий).

Шины с губчатой камерой установили для повышения живучести авто: они не боялись проколов и пулевых попаданий (благодаря наполнителю из пористой резины). Наклон рулевой колонки понизили до 29 градусов (это улучшило условия работы рулевого).

Под капот установили бензиновый силовой агрегат, развивавший мощность до 40 лошадиных сил. Вкупе с ним работала механическая коробка передач (4+1) с демультипликатором со скользящими зубчатками. Заданной мощности не хватало для достижения пятитонной машиной приемлемой скорости. Один топливный бак разместили в моторно-трансмиссионном отделении (44 литра). Ещё один установили на крыше над водителем (24 литра). В боевых действиях стало понятно, что последнее решение — роковая ошибка. При пробитии бака топливо поступало в салон и часто воспламенялось.

Вооружение БА 6 — 45-миллиметровая пушка 20К и 7,62-миллиметровый пулемёт ДТ, которые находились в цилиндрической башне. В лобовой части справа от водителя имелся ещё один ДТ. Толщина листов башни — 8 миллиметров. Вертикальное прицеливание осуществлялось в диапазоне от -6 до +22 градусов. За поворот башни отвечал стрелок, применявший ручной привод. Для наводки на цели использовали телескопический и перископический панорамный прицельные механизмы.

Пушка 20К

Бронеавтомобиль обладал богатым внутренним оснащением. Под запасные части для вооружения выделили четыре ящика (находились на полу). Для продовольствия и подрывных веществ установили по 4 сумки (их закрепили ремнями на бортовых листах в задней части транспорта). В этой же части крепилась аптечка.

Ещё четыре сумки с химическим имуществом расположили в нижней части башни. Стрелку имел собственные огнетушитель и аптечку. У него в распоряжении также был домкрат. Ящик с инструментами для ремонта БА 6 расположили за сиденьем пулемётчиками. Там же находились запасные стёкла для смотровых приборов башни. Множество других мелких предметов равномерно распределили по всему салону (буксировочный трос, заводная рукоять и другое).

Аккумуляторную батарею поместили в левой части управленческого отсека под полом. Большой радостью для военных стало введение в конструкцию внутреннего освещения. Так же имелись розетки (рядом с водительским местом и в башне) для включения переносных ламп.

После ряда испытаний специалисты выявили два основных недостатка — маленький запас ресурса губчато-камерных шин (до 1 300 км) и низкая максимальная скорость. Остальные минусы незначительны:

  • Из-за маленьких размеров дверей была затруднена загрузка и выгрузка экипажа. Посадка через башню трудноосуществима из-за отсутствия подножек и ручек;
  • Обзорные щели давали ограниченный обзор из-за непродуманной конструкции;
  • Точность стрельбы во время движения снижалась из-за сильной раскачки;
  • Общие условия в салоне были признаны некомфортными;
  • Вентиляционная система работала плохо.

Некоторые экземпляры имели на борту радиостанцию. Такие машины предназначались для командиров отрядов и штабного руководства.

БА 6 М и 9

БА-6М

Модификация 6М — улучшенный вариант стандартной техники. Она получила дополнительный бак увеличенного объёма (52 литра). Его расположение, несмотря на пожелания солдат, не изменили. Количество кронштейнов для крепления снизили до 8 штук.

Главным нововведением стало изменение башни. Цилиндрическую форму сменила коническая. Для повышения пулестойкости листы, из которых её делали, расположили под углом 10 градусов и скрепили между собой сваркой. Вооружение, внутреннее оснащение и технические характеристики не изменились.

Во второй половине 1936 года выпустили облегчённую версию броневика. Снижение веса достигли за счёт упразднения 45-миллиметровой пушки. В башне и лобовой части осталось по одному пулемёту. Новая модель получила наименование БА-9. Её масса составила 4,3 тонны. Несмотря на прохождение необходимых испытаний, 9-я модель не вошла в серийное производство из-за дефицита в стране требуемого вооружения.

Боевое применение

БА-6 на фронте

После налаживания массового выпуска руководство страны позаботилось об экспорте нового бронированного транспорта в другие страны. Первой стала Испания, получившая 80 экземпляров в рамках союзной помощи. Первые испытания пришлись на январь 1937 года, когда испанские солдаты отбивали наступление на Мадрид. Тогда военное руководство задействовало все доступные БА 6, распределив их по разным отрядам.

В декабре 1937 года 30 броневиков приняли участие в наступательной операции на Теруэльский выступ. Тогда республиканцы одержали уверенную победу над врагом. Несколько машин сохранилось после окончания гражданской войны. Они состояли на вооружении до начала 50-х годов.

79 единиц техники СССР поставило на вооружение в армию Монголии. Их применяли в разных сражениях, включая битву у реки Халхин-Гол. Общее количество экспортированных авто составило 187 штук. Советская армия использовала БА 6 в походе на Польшу и сражениях с финнами. Транспорт успел принять участие в ВОВ, сойдя с вооружения в 1942 году. В Финляндии трофейную технику эксплуатировали до 1956 года.

Какой можно сделать вывод?

БА-6 на бездорожье

История БА-6 не получилась богатой, так как техника стала промежуточным этапом до 10-й модели. Но даже это не помешало ей внести большой вклад в успех многих предвоенных операций. Военные положительно отзывались о транспорте, несмотря на наличие существенных недостатков.

Главной проблемой были плохая вентиляция и наличие бензобака на крыше (в случае попадания снаряда, происходило возгорание). На протяжении шестилетней истории машины конструкторы не предприняли каких-либо мер, чтобы исправить это. Единственный уцелевший экземпляр можно рассмотреть на смотровой площадке ЦМВС в Москве. Всего выпущено 386 авто.

Средний бронеавтомобиль БА-6 1936 года

Средний бронеавтомобиль БА-6

Технические характеристики

  • Годы выпуска: 1936-1938 гг.
  • Всего изготовлено: 394 шт.
  • Заводы-изготовители: Ижорский завод (г.Ленинград).
  • Разработчик: КБ Ижорского завода.
  • Боевое применение: гражданская война в Испании (1936-1939 гг), военный конфликт на реке Халхин-Гол (1939 год), Советско-финская (1939 г) и Великая Отечественная войны.
  • Боевая масса: 5,12 т.
  • Экипаж — 4 человека.
  • Габаритные размеры: длина — 4900 мм, ширина — 2007 мм, 2360 мм, клиренс — 235-240 мм.
  • Вооружение: 45-мм 20-К (боекомплект — 60 выстрелов), два 7,62-мм ДТ (боекомплект — 3276 патронов).
  • Толщина брони: 8-9 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-АА. Типа — 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность — 40 л.с.
  • Максимальная скорость движения — 42-52 км/ч.
  • Запас хода по шоссе — 265 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,3 м, ров — 0,8 м.

Разработан на базе грузового автомобиля ГАЗ-ААА и корпуса от бронеавтомобиля БА-3. На момент создания обладал достаточно мощным вооружением. Особенностью БА-6 стало использование пулестойких шин «ГК». Бронеавтомобиль стоял на вооружении разведывательных подразделений стрелковых, танковых и кавалерийских соединений Красной Армии.

Средний бронеавтомобиль БА-6